pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

О самоуничижении как том же самовозвышении

"Лука 18,14 в исправленном виде. Кто унижает себя самого, тот хочет быть возвышенным" (Ф. Ницше. "Человеческое, слишком человеческое", 87). Бердяев сказал бы: "о гордости смиренных".

Много раз наблюдал это в церковной среде, спрашивая себя: где корни нарочитого самоуничижения разных людей? Самоуничижение это чаще всего выглядит театральным и нарочито-показным, хотя при этом ему не откажешь в искренности. Может быть, как раз отсюда, вследствие излишне-буквального, без рассуждения, восприятия известных евангельских слов Иисуса... Не лелеют ли втайне такие смиряющиеся перед другими люди, что будут когда-нибудь возвышены? Как комплекс неполноценности иной раз может выглядеть обратной стороной гордыни, не так ли и в данном случае?

Но при этом здесь ещё наслаивается общий дух своего рода "корпоративной гордыни" среди тех, кто, пожалуй, не вошел в меру духовной зрелости. Отдельные христиане сами по себе могут быть при этом нормальными или даже замечательными в личном общении, но своего рода "корпоративный дух" выразится, например, в том, что чувствуешь:

"...сверхличное, родовое, классовое, монашеско-аскетическое горделивое презрение к миру, к человеку, к культуре, к философии, к борениям человеческого духа, к страданиям и мучительным исканиям мира. Он чувствует себя на горе Афоне, в крепости защищенной от всех волнений и движений мира. Почва мира колеблется, он же остается на твердой почве. Такого рода защищенность и укрепленность, такого рода искусственная изоляция себя под стеклянным колпаком слишком часто означает холодное равнодушие к процессам, происходящим в мире, к мучениям мира. Духовная свобода от стихий мира должна вести не к равнодушию и презрению к миру, а к работе над одухотворением миpa. «Мир» есть не только греховные страсти, «мир» есть не только то, что заповедано нам не любить, «мир» есть также Божье творение и Божья тварь, живые существа, страдающие и радующиеся, облеченные в плоть и кровь. Можно и должно отрешаться от власти греховных страстей мира над человеческой душой, но нельзя и не должно отрешаться от живых существ мира, от судьбы мира. Духовная любовь, которой хотели заменить горячую человеческую любовь, нередко оказывалось «стеклянной любовью» (выражение В. В. Розанова)... И напрасно думают, что гордость преодолевается и достигается смирение, если ежесекундно повторять о своей греховности и недостоинстве. Это легко может превратиться в условную риторическую форму, за которой скрывается религиозное самопревозношение и горделивое презрение к другим, вызванное сознанием принадлежности к единственной истинной школе и единственному истинному пути жизни. Евангельское обличение фарисеев может быть отнесено и к фарисейству монашескому, аскетическому. Душевная жизнь человека настолько запутана, сложна и хитра, в ней так перемешано сознательное и бессознательное, что человек совершенно искренно может принять свою сверхличную гордость за смирение, если он делает внешние знаки смирения. Необходимо всегда помнить, что кроме истинного смирения, которое очень трудно, есть еще лже-смирение..." (журнал Путь, 1931, №31)
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments