pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Призыв "не судите" - не запрет, но побуждение к размышлению.

На мой взгляд, нет в Евангелии запрета "не судите", но есть предупреждение, за этими словами следующее: "Ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить" (Мф. 7:2). Мне много раз приходилось и говорить, и письменно отстаивать ту позицию, что без оценок ни один человек жить не сможет (ибо как тогда вообще уклоняться от зла и стремиться к благу, как призывает всё Писание?). Но важно помнить, чем иной раз могут быть обусловлены наши собственные оценки. Для этого требуется заглянуть в себя поглубже и проанализировать, всегда ли мы сами делаем оценки, исходя из подлинного личного опыта, или же скорее оценки других и чужие опыты других "делают" нас? То есть, не формируют ли многих из нас некоторые весьма условные, ограниченные и спорные стандарты либо общества в целом, либо той его группы или субкультуры, с которой человек себя идентифицирует, либо узко-семейные и родственные "коды", доставшиеся нам по наследству и по доле случая. Не получается ли это всего лишь навсего одним из вариантов корпоративной (а в худшем случае "готтентотской") этики.

И если говорить о личном опыте: всегда ли он бывает безошибочным и подлинным? Если даже в физическом мире существует обман зрения, миражи и т.д., то тем более в мире социальном или духовном. Чем более сложен уровень организации, тем больше вероятность ошибок или искажений в исследовании. Не раз ловил себя на том, что одни и те же люди (и я сам не исключение) могут открываться совершенно по-разному и вести себя по-разному в зависимости от того, с кем конкретно они вступают в общение. Причем даже заранее не зная, с кем я вступлю в это общение, с одним лицом у меня оно будет продуктивное, позитивное, приносящее радость или удовлетворение, с другим наоборот, какая-то тяжесть, неудовлетворение, зажатость, а то и просто боязнь. Отчего это так? Скорее это тайна, загадка. Во всяком случае, разовый неудачный контакт с конкретным лицом ещё ничего не свидетельствует против него, как и удачный контакт не всегда свидетельствует за. Интересно услышать мнения разных профессиональных психологов, к примеру, по этому поводу.

С одной стороны, есть устойчивое мнение, что в разных таких встречах нет ничего случайного. В целом согласен с этим. С другой, в наших впечатлениях и оценках, происходящих от этих встреч, может быть немало всякого разного случайного, побочного и не относящегося к сути. В один момент у некоторого лица было плохое настроение, и он, выплеснув негатив при мне на кого-то, произвел на меня не очень приятное впечатление. Я это запомнил, какой-то неприятный осадок остался... Почему я встретил этого человека именно в этот момент его поведения? Ведь если бы это был другой момент, я мог бы быть о нем совсем другого мнения, когда он был в нормальном расположении духа, учитывая его хорошие отношения с остальными! Таким образом, не только у меня, но и у многих других могут быть совершенно разные впечатления об одних и тех же людях просто потому, что кому-то они открывались своими лучшими чертами характера, а кому-то наоборот, худшими.

И вот, возвращаясь к началу, стоит спросить себя: обусловлены ли мои оценки, мои впечатления от контакта с человеком некими случайными факторами, или же это устойчивое и закономерное явление, происходящее у этого человека не только со мной, но и с другими. Если я удовлетворяюсь в суде о человеке только мимолетными и случайными впечатлениями о нем, то мой суд явно не будет справедливым. "Не судите по наружности, но судите судом праведным" (Ин. 7:24). Тогда есть немалая вероятность, что и мне самому будет отмерено так же, что меня также непременно кто-нибудь будет оценивать по поверхностным и случайным признакам - см. Мф. 7:2.

Впрочем, и суд других, даже если их будет немалое количество, по регулярно повторяющимся проявлениям у конкретного лица, всё равно не будет достаточным для его характеристики. Один из разбойников, распятых рядом с Христом, всю жизнь был преступником, но в последний момент раскаялся, был прощен Богом и рай наследовал. Любой из нас проявляет себя в динамике, но оценки людей в отношении друг друга часто бывают, наоборот, статичными, застывшими. И в этом тоже есть некоторая несправедливость человеческого суда. Вот почему призыв "не судите" - не запрет, а скорее предупреждение о последствиях и призыв к размышлению, какие внутренние мотивы моего суда и чем вообще он обусловлен.

Насчет власть имущих - отдельная непростая тема. К условности человеческих суждений насчет сильных мира сего добавляется некая заинтересованность в их формировании по принципу личной выгоды. Чтобы что-то от кого-то получить, люди охотнее закрывают глаза на их недостатки, чем в случае контактов с обычными лицами, себе подобными, от которых нельзя извлечь особенной выгоды. Очевидно явное лицеприятие. Сами сильные мира сего, включая церковных иерархов и чиновников, тоже куда охотнее будут уделять время разным высоким себе подобным "шишкам", нежели конкретным простым людям с их многочисленными нуждами. В России особенно заметны две противоположные крайности в отношении властей: либо подхалимаж и лизоблюдство, куда примешивается известное представление, что нет власти не от Бога и она всегда права; либо, наоборот, бунтарство и радикальное отрицание конкретной власти в истории (либо царской, либо советской, либо уже современной). Однако любая власть - всего лишь отражение равнодействующей всех общественных сил в стране, отражение консенсуса элит со всеми сдерживающими центрами и противовесами. Есть однако хорошее и здравое библейское утверждение: "Начальствующего в твоём народе не злословь" (Исх. 22:28; Деян. 23:5). Если вам не нравится начальник и его поведение - объединяйтесь и выражайте совместно вашу точку зрения, начиная с местного трудового коллектива! Добивайтесь его смещения. Так нет, у нас привыкли скорее посудачить, поныть или в худшем случае позлословить и поклеймить начальника заочно, чем просто объединиться и высказать претензии лицом к лицу, тем более, что всех не уволишь за протест. Почему у нас не умеют и не хотят объединяться? - наверно, потому, что народа единого нет, но есть множество разобщенных людей, противоречащих друг другу оценок, устремлений, представлений либо у отдельных лиц, либо у сообществ и субкультур, нисколько не пересекающихся или даже друг другу враждебных. И каждая субкультура готова абсолютизировать свои оценки, свои видения ситуации. В том числе среди христиан: ведь истина, как слышишь от них, должна быть только одна! Проблема, однако, в том, что истина одна, но представления о ней разные, а всеохватностью и всеведением никто не обладает. И другая проблема, быть может, в том, что искание истины сопряжено с трудом длиной всю жизнь, а трудиться, в том числе интеллектуально и духовно, мало кто хочет постоянно. Гораздо легче довольствоваться уже готовыми кем-то изобретенными штампами, клише и клеймами, считая, что истина у тебя уже в кармане!
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments