pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О гипоксии в монашестве

На днях на одном из солидных православных ресурсов вышел материал с характерным заголовком:
«Человек в монастыре не должен страдать от нехватки духовного кислорода».

Очень красноречивое признание!
Тот, кто употребил эту метафору, быть может, даже сам до конца не сознавал, к каким неизбежным выводам она может логически привести.
Фактически, здесь выражено признание в полном крахе самого монашеского института, такого, каким он воспринимался многие века церковной истории.
Подчеркиваю - института такого, каким он является сейчас в том числе в современной РПЦ. То, что отдельные монахи, ведущие святую подвижническую жизнь, всегда были и остаются сейчас, не подлежит сомнению, но не в этом дело.
Ведь изначально мыслилось, что "свет монахам — ангелы, а свет мирянам — монахи".
То есть, предполагалось, что в монастырях есть что-то такое, чего нет среди рядовых христиан, которые для получения дополнительных духовных сил, духовного импульса и, наконец, того же "духовного кислорода" так или иначе неизбежно будут прибегать к тому, чтобы с монахами периодически общаться и на них в главном равняться, если не в аскетизме, то в христианских добродетелях, например. Фактически с некоторых пор эта точка зрения была негласно узаконена. До сих пор устав РПЦ о посте и о богослужениях - монашеский по своему происхождению. Специального церковно-приходского Типикона, учитывающего жизнь общин в городских условиях, разработано не было. Видимо, из тех же соображений: раз свет мирянам - иноки, так пусть равняются на них, даже если это равнение выходит символическим и стилизованным.

Но если есть признание, что в самой монастырской среде может быть это самое "кислородное голодание", то отсюда, как минимум, вытекают две вещи.
Допустим, в самом лучшем случае, если увеличивающуюся в несколько раз нагрузку на человека (молитвенную, богослужебную прежде всего, ну и аскетическую в придачу, если кто-то ей искренне увлекся) можно уподобить восхождению в гору на высоту, то с непривычки на большой высоте, где воздух разрежен, может наступить кислородное голодание, что впоследствии может оказать неблагоприятное воздействие на организм человека (и буквально, и метафорически). Но это если действительно задана некая непривычная высота, на которую человек еще не восходил. Но может быть и другой вариант: высота здесь вообще не при чем, зато сама атмосфера монастырской жизни удушливая, затхлая, причем настолько, что просто действительно дышать нечем. Опять же и в буквальном, и в переносном смысле. Лично у меня такое ощущение возникло однажды... в популярном Покровском монастыре Москвы, куда толпы разных людей, часто весьма далёких от христианской веры, стекаются к мощам блаж. Матроны.

Ну и если, как приходилось слышать в прошлом от одного епископа, "монастыри это сердце церкви", то возникает еще одна невольная метафора, которую даже не знаю, стоит ли озвучивать или развивать дальше. Если это сердце ещё бьётся, то после неоднократно перенесенных инфарктов.
Tags: размышления, свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 77 comments