pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Если случится беда, дай силы принять её с твёрдостью и превратить в жертву Тебе..."

Мне был задан вопрос: а как понимать эти слова из молитвы отца Александра Меня? Как это понимать: превратить свою болезнь, несчастный случай, пожар, уничтоживший жилье, утрату близкого человека и прочее в жертву Богу?

Я дал следующую попытку ответа (кто может и желает, дополняйте меня).


Конечно, уместнее было бы задать этот вопрос самому отцу Александру, который ответил бы на него лучше, чем кто-либо другой... Но поскольку такой возможности уже не представится, придётся лишь только предположить, как мог бы ответить о. Александр, или же дать свою собственную попытку ответа.
Отчего происходят разные болезни, бедствия и несчастные случаи с людьми, мы не знаем, и никогда на этот вопрос не было убедительного ответа для всех. Это из области таинственного и необъяснимого. Бог, как мы верим, не творил зла, не творил смерти и не желает никому бедствий. Тем не менее, в условиях мира после грехопадения Он использует и зло, и бедствия, и болезни со смертью в путях Своего промысла, которые нам не будут до конца понятны, ибо мы все поневоле выхватываем лишь отдельные кадры из многосерийного фильма человеческой истории, и большего нам пока видеть не дано. В древности верующие люди пытались выразить свое почтительное и благодарное отношение к Богу, принося Ему вещественные жертвы в виде плодов труда их рук - начатки выращенного урожая, скотину, птицу и т.д., то есть, всё то, на что затрачивалось немало времени и сил по выращиванию и что по-своему для каждого было дорого. Хотя и тогда уже было понимание, что вседостаточному Богу, сотворившему мир и всё, что в нём есть, не это нужно: "принеси в жертву Богу хвалу", как сказано в одном из псалмов (49:14). И вот, когда нам хорошо, радостно, когда здоровье наше крепкое, нас окружают прекрасные и дорогие нам друзья и родственники, эту хвалу и благодарность приносить легко и естественно, как легко приносить и жертвы в каком-то материальном эквиваленте (к примеру, в денежном в пользу храмов). А вот когда, допустим, нам наоборот нелегко, как раз в тех ситуациях, которые упомянуты в молитве о. Александра? Вот и будем стараться продолжать поступать в отношении Бога так же, как если бы нам было легко и хорошо, если бы мы с удовольствием Его благодарили и приносили жертвы хвалы в благоприятных обстоятельствах. Продолжим благодарить Его в том числе и за испытания, попущенные им, в виде болезней, сложных обстоятельств и т.д., а в случае смерти близких можно вспомнить слова В Жуковского: "Не говори с тоской: "их нет", но с благодарностию: "были". Это и будет та самая "жертва хваления" (эти слова мы каждый раз слышим на Божественной литургии в самой важной и кульминационной её части). Разумеется, мы все устроены так, что в реальности так себя вести не очень-то получается! И первая наша реакция на боль, на лишения, на болезни и страдания всегда будет человеческой, болезненной! И вот тут стоит задача не застревать на негативе, не умножать его в себе и вокруг себя в виде ропота и бесконечных вопросов "за что?", на которые ясных ответов как правило не бывает, но попытаться в неприятных и скорбных для нас вещах увидеть что-то, на чём можно учиться дальше, жить и расти дальше, благодаря за это Бога. Пытаться для себя самого беду преобразовать в по-беду! В победу Воскресения (хотя бы душой, в этой земной жизни) над смертью и разрушением. Но сделать это можно только с Божьей помощью, при вдохновении от Святого Духа, для начала непременно смирившись перед Ним. Как заметил еще апостол Павел по поводу себя самого, "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился” (2 Кор. 12: 7). Да, этому "гиганту духа" была открыта следующая истина: "сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12: 9). И то, что апостол во всех скорбных и стесненных обстоятельствах благодарил Бога и призывал к этому же христиан разных общин, которым он писал, - в этом в том числе была его собственная жертва. И если лучшие христиане во все эпохи готовы были своей жизнью пожертвовать за Господа Иисуса, то почему бы в собственной болезни тем более не поступать так же, рассматривая болезнь или прочие неприятные обстоятельства как возможный источник моего дальнейшего духовного роста и совершенствования?
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments