pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Своеобразное и противоречивое интервью

Его дал председатель Учебного комитета РПЦ прот. Максим Козлов.

С одной стороны:

""...Да, семинария должна воспитывать. У нас есть такие понятия, как послушание, совместные молитвы, участие в богослужении. Кроме того, само проживание большинства семинаристов стационарно на протяжении четырёх-пяти лет — это тоже воспитание. Я очень положительно отношусь к тому, что большинство наших семинаристов-очников получают образование в закрытом учебном заведении, где приобретают опыт некоторого стеснения себя ради других людей, ради дисциплины и обязанностей, которых у большинства приходящих сейчас молодых людей нет. И только здесь они могут себя проверить, способны ли вообще ограничить себя, приучить к дисциплине, без чего хорошим священником никогда не стать — без этой готовности жить не ради себя, а ради Церкви и ради людей, которые в Церкви Божией тебе встретятся, которым ты обязан будешь быть слугой.""

С другой:

— А какие, на Ваш взгляд, вообще критерии готовности молодого ставленника к рукоположению?

— Хороший вопрос. В ответ на него можно даже целую лекцию прочитать. Но, знаете, я отвечу одним, может быть, парадоксальным ответом. 25 лет назад я бы дал совсем другой ответ. А сейчас скажу так: он должен быть хорошим человеком, просто хорошим человеком — это самое главное. Хорошим не в смысле безгрешным (в идеале, конечно, мало согрешающим), а в том смысле, что если он и оступается по слабости или по малодушию, то сознаёт свои немощи, не принимает их как норму жизни. Хорошего человека душа другого человека чувствует, тянется к нему. Это невозможно спрятать. Я думаю, что это главное, а если этого нет — всё остальное не имеет никакой цены.

То есть, возвращаясь к одному из предыдущих вопросов, получается, что главная задача семинарии — это подготовить хорошего человека?

— ""Невозможно хорошего человека подготовить через систему чисто воспитательных мер. Но мы исходим из того, что человек, читая Священное Писание и входя в стихию Слова Божия, подвигается в правильном направлении. Изучая православное вероучение, человек учится тому, что есть подлинно белое, а что — подлинно чёрное. Изучая нравственное богословие или аскетику, человек учится воспитывать свою душу и давать другим хотя бы начальные советы. Весь цикл, вся полнота курса семинарии для того и существует, чтобы человек вышел из семинарии по-христиански хорошим и способным научить этой хорошести других.""


Если принять во внимание дореволюционные бурсы и семинарии со всё той же "закрытостью" и "воспитанием", то если и происходили оттуда добрые плоды, то скорее вопреки сложившимся системным порядкам этих заведений. Можно прочитать воспоминания или митр. Евлогия, или митр. Вениамина Федченкова и т.д. Или свидетельство Виктора Норкина, которое я приводил уже 20 ноября. Если человек был хороший, воспитанный на хороших примерах, то их он получал отнюдь не в этих заведениях.

Поэтому по-своему трогательными, но судя по всему не имеющими никакого отношения к реальной действительности выглядят следующие слова давшего интервью:

...""И, наконец, сама атмосфера жизни в духовной школе. Если семинаристы видят, что ректор и преподаватели бывают на совместных богослужениях и молитве не только в торжественные дни по необходимости, когда это до́лжно — то это воспитывает. Если семинаристы видят ректора, проректора по воспитательной работе, представителя администрации хоть с какой-то регулярностью на утренних и вечерних молитвах — это воспитывает. Если они видят, что ректор садится за завтрак или за обед вместе с семинаристами на общей трапезе, а не только всегда у себя в кабинете или с гостями — это воспитывает. Если преподаватель, читающий лекции (неважно по какому предмету), готов ответить, а не уйти от сложных вопросов о церковной жизни — это воспитывает. Вот из таких вещей, на мой взгляд, всё и складывается — из таких маленьких ежедневных выборов, которые делают все те, кто соприкасается с семинарией"".

Ну понятно, если бы, да кабы. Да только где ж таких ректоров и проректоров отец Максим найдёт-то?.. А если негде, то кто и что тогда будет воспитывать студентов не в идеальных семинариях (сферических в вакууме), а в тех, какие есть и будут в ближайшие десятилетия? И главное, как? Ведь других-то писателей, как говорил тов. Сталин семинарий у него нет.
В то же время хоть какие-то озабоченности и признания, что не всё гладко в Датском королевстве в системе РПЦ к настоящему моменту, в интервью осторожно выражены. И то неплохо по нынешним временам.
Tags: жизнь церковная, люди, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments