pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О семи злейших духах

Сегодняшнее календарное чтение краткое:

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
и, придя, находит его выметенным и убранным;
тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, -- и бывает для человека того последнее хуже первого
(Лк. 11: 23-26).

Любопытное толкование блаж. Феофилакта Болгарского на параллельные этому отрывку стихи Матфея 12: 43-45.
"Подобно тому, как освободившиеся от демонов, если не радеют, терпят худшее, так и ваш род находился во власти демона, когда вы поклонялись идолам; но чрез пророков Я изгнал этого демона и Сам пришел, желая очистить вас; но так как вы оттолкнули Меня и более — стремитесь погубить Меня, то, как согрешившие в более худшем, будете и наказаны сильнее, и последний ваш плен будет тяжелее прежних. Ты же пойми и то, что посредством крещения изгоняется нечистый дух и бродит по безводным пустыням и некрещеным душам, но в них не находит отдыха. Ибо отдых для демонов — это смущать крещеных злыми делами, тогда как некрещеных он уже имеет в своей власти. Итак, демон возвращается к крещеному с семью духами. Ибо как семь даров Духа, так в противоположность этому и семь духов злобы. Когда он войдет в крещеного, тогда его несчастье бывает большим, ибо прежде была надежда очиститься крещением, после же нет надежды очиститься, кроме как только крещением покаяния, которое очень трудно."

Не произошло ли с нашим народом и церковью нечто подобное?..
Был дан шанс около 30 лет назад, и какой! Сколько было надежд - и на общее преобразование страны (экономическое, политическое и прочее), и на духовное возрождение. Но всё пошло совсем не так, как предполагали разные ученые мужи и политики. Естественно, что многие недуги, раскрывшиеся в дальнейшем и пышным цветом умножившиеся, были уже посеяны или дали свои всходы гораздо раньше. Но речь не столько об этом, а о том, почему церковь даже в лице лучших своих представителей не только не смогла противостоять всей этой "чернухе", но и сама во многом оказалась в неё включенной?
О. Петр Мещеринов отметил бы, что тому причина - отсутствие духовной педагогики.
...существующая на настоящий момент церковная дидактика предлагает входящим в Церковь людям определённую педагогику внешнего воцерковления. Со временем она исчерпывается — из Евангелия очевидно, что христианская жизнь есть процесс непрестанного внутреннего возрастания (Мф. 13, 31; 33), — и «повзрослевших» христиан уже перестаёт питать внешняя обрядовость и усвоенная ими внешнецерковная субкультура.
А педагогики дальнейшего, так сказать, «пост-новоначального» возрастания в христианстве у нас нет, она (не в древних монашеских книгах, а в общей пастырской методологии) не выработана.


И это, безусловно, верно, как можно найти и еще десятки параллельных причин. Но само по себе внешнее "расцерковление" не всегда в наших современных условиях может быть однозначно плохим, учитывая, какое иной раз бывает воцерковление и с кем из служителей и прихожан еще поведешься! Проблема прежде всего кроется в тех, кто остаётся воцерковленными, формально никуда не уходя.
А отсутствие внятной педагогики, которое обозначилось сильно задолго до того, как об этом написал уважаемый отец игумен, привело, в частности, к следующему моменту.
Из исповеди в исповедь рядовой среднестатистический прихожанин, и чаще всего прихожанка, приходит примерно с одним и тем же набором мелких грехов. Так происходит годами, и ничего в общем не меняется. В этом не было бы еще ничего страшного (когда человек чувствует в себе недостатки, это нормально, только нет необходимости об этом каждый раз отчитываться священнику!), но упор делается в основном на то, чтобы от чего-нибудь оградиться, избавиться, как бы в очередной раз не запачкаться, не сорваться, вместо того, чтобы главным образом идти к свету, стремиться к любви и наполняться дарами Духа, которые сами по себе уже будут вытеснять или как минимум потеснять и разбавлять весь внутренний негатив. Тьма рассеивается только при свете! Но если нет внутреннего положительного наполнения, то дом души человека в самом деле остаётся пустым, всего лишь "выметенным и убранным", но ничем не заполненным. И тогда есть риск не только отката назад, но в еще худшее состояние, символически семикратно усиленное.

Проблема здесь и в общей раздробленности и атомарности той среды, в которой мы живем. Мы можем раскрыть себя и свои способности только во взаимодействии с другими и помогая в чем-то другим, но в советское время принудительный коллективизм лишь способствовал индивидуалистическому протесту против него, а чужой человек с неблизкими взглядами воспринимался больше как потенциальный источник агрессии. В 1990-е годы общественная раздробленность усилилась, она же увеличилась и в церковной среде, где многие приходящие вовсе не интересуются теми, кто находится рядом, да и источников агрессии в приходской среде со стороны злых теток или нервных батюшек тоже бывает достаточно, что лишь способствует замкнутости, а не открытости и простоте в отношениях. Господствует все та же отчужденность и потребительский индивидуализм: освятиться, получить свою "порцию благодати" и уйти до следующего раза. И так годами, десятилетиями. И это еще далеко не худший вариант!

А худший начинается тогда, когда человек, придя в церковную среду, действительно безнадежно портится, становясь в общении с окружающими подчас совершенно невыносимым. Такие на исповедях обычно и не появляются, поскольку среди них немалое количество людей уже в священном сане, а их к исповеди никто принудить не может даже в "строгих" приходах.
Какие эти "семь злейших духов", которые могут одолевать этих людей?
Я бы выделил следующие.
- Любоначалие, стремление к господству, и вообще всё, что связано здесь с гордыней;
- Тщеславие и связанное с этим стремление к разным наградам, повышениям, похвале со стороны и рядовых прихожан, и епископов, часто встречающееся среди духовенства;
- осуждение в его самых разнообразных формах, но совсем не то, в чем прилежно и бесконечно каются наши богобоязненные прихожанки, а реальное злословие, либо открыто высказываемое презрение и уничижительные оценки оппонентов (ау, Фейсбук!).
- блуд, причем часто противоестественный (см. блог Кураева, где уже столько разного материала накопилось, и то ли еще будет!);
- Чревоугодие, гурманство, особенно забавно контрастирующее с тем, какой акцент обычно делается в нашем православном быту на соблюдении постов. Архиерейские трапезы на престольные храмовые праздники - отдельная тема...
- Сребролюбие и стяжательство в его многообразии, популярное по большей части среди тех, кто произносил обеты нестяжания при постриге;
- И, наконец, суетность и имитация кипучей деятельности с её разнообразной отчётностью, открытием новых отделов, созданием очередных проектов и мероприятий часто показушного характера.

Но нет худа без добра. Такова в нашем случае божественная педагогика, в отсутствии или сильной ее нехватке со стороны людей в церковной среде, чтобы довести всё до полного дна или смехотворного абсурда. Если Иисус изгнал "легион бесов" из несчастного отверженного, наводившего страх по всей стране Гадаринской, то тем более может изгнать "семь злейших духов" из отдельно взятой общины или поместной церкви (не будем конкретизировать, какой, тем более, что церковная среда очень неоднородная и обширная). Конечно, процесс будет болезненным и с судорогами, но будем верить в то, что болезнь не к смерти, а к явлению славы Божией.
Tags: библия, писание, размышления, свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments