pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Просите, и дано будет вам..." Что же будет дано?

Позавчера был календарный отрывок из Евангелия на эту тему (Лк. 11: 1-10). И вот какие размышления в очередной раз пришли. В жизни каждого верующего, думаю, бывали такие моменты, когда не только какие-то важные просьбы и пожелания, адресованные Богу, исполнялись, но даже вполне себе незначительные, бытового плана. Ну, например, торопишься куда-то успеть, а места нет, чтобы припарковать автомобиль. Водитель думает, вздыхая: "Господи, ну что делать?" И тут тебе неожиданно и как нельзя вовремя освобождается место, вероятность чему была весьма небольшая. Сам был этому свидетель неоднократно, но не как водитель, ибо не вожу, а как пассажир. С другой стороны, напротив, бывали у каждого и такие моменты, когда просил о чем-нибудь важном долго и упорно, но просимое вовсе не получал. Или же получил с большой отсрочкой. Конечно, бывали и такие случаи, когда сам был потом рад, что просимое не исполнилось! Ибо не всегда хорошо представляем себе, о чем просим и для чего.

Есть и такой момент, о котором писал архимандрит Софроний (Сахаров):
«…Путь христианина в общих чертах таков. Сначала человек привлекается к Богу даром благодати, и когда он уже привлечен, тогда наступает длительный период испытания. Испытывается свобода человека и его доверие к Богу, и испытывается подчас «жестоко». В начале обращения к Богу и малые, и большие, едва высказанные просьбы, обычно скоро и чудесно исполняются Богом; но когда наступает период испытания, тогда все изменяется и небо словно закрывается и становится глухим ко всем молениям. Ревностному христианину все в жизни становится трудным. Отношение к нему людей ухудшается; его перестают уважать; что прощается другим, ему не прощают; труд его почти всегда оплачивается ниже нормы; тело становится легко подверженным болезням; природа, обстоятельства, люди – все обращается против него. При всех естественных дарованиях, не меньших, чем у других, он не находит применения им. Ко всему этому он терпит многие нападения демонических сил. И последнее, самое тяжкое и невыносимое страдание – Бог оставляет его. Тогда страдание достигает своей полноты, ибо им поражен ВЕСЬ ЧЕЛОВЕК во всех планах своего бытия. Бог оставляет человека?.. Разве это возможно?.. И, однако, в душе на смену испытанному чувству близости Бога приходит другое, — что Он бесконечно, непостижимо далек, дальше звездных миров, и все призывания Его погибают беспомощно в пространствах. Душа внутренне усиливает свой крик к Нему, но не видит ни помощи, ни даже внимания. Все тогда тяжело. Все достается несоразмерно многим трудом, сверхсильным. Жизнь становится страдальческою, и у человека появляется сознание, что над ним тяготеет клятва и гнев Божий. Но когда пройдут эти испытания, тогда увидит человек, что непостижимо чудесный промысл Божий внимательно хранил его на всех путях…» (Старец Силуан).

Можно вспомнить из той же книги, как старец Силуан признавался в период его собственной "темной ночи", что "Бога умолить невозможно"... И это тоже неотменимая реальность!
Мы способны выхватить лишь отдельные кадры из общего "фильма" нашей жизни, а Богу известен весь, так сказать, "сценарий". Парадоксальным образом, как говорил равви Акиба, всё предопределено, но мы свободны в нашем выборе. Уверен, предопределено не с точностью до каждого шага и каждой мелочи (хотя некоторые вещи, кажущиеся для кого-то мелочами, могут оказаться вовсе не таковыми), а в главном, и предопределено к лучшему для нас самих, а не к худшему. "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1Кор. 2:9).

Может быть, в этих таинственных комбинациях исполненных и неисполненных просьб мы призваны постепенно учиться рассуждать, о чем вообще стоит просить у Бога, а о чем вовсе нет, поскольку Он Сам заранее знает, что нам нужно, и уже наперед может устроить наш путь даже в мелочах?
Всё самое главное, о чем просить, в общем-то выражено в известной всем молитве "Отче наш". Которая тоже остаётся во многом парадоксальна. Зачем, например, просить каждый раз "хлеб наш насущный дай нам на сей день", если это и так в общем исполняется, притом без особых наших усилий, - достаточно только пойти в близлежащий магазин и купить, тем более, что всё и так уже для нас приготовлено? Для древнего человека ситуация была несколько более трудной, но и там было очевидно, что надо просто вовремя собрать урожай, сделать заготовки, и всё будет устроено. Если же под этим хлебом подразумевать в более таинственном смысле хлеб евхаристический, "хлеб жизни", то вроде тоже, для христианина, регулярно практикующего в воскресные и праздничные дни молитву в церковном собрании, этот хлеб подаётся, поскольку также заранее приготовлен? Пожалуй, тут вопрос более интересный. Скорее здесь надо подразумевать не акт подачи, который и так постоянно осуществляется, но личное усвоение этого хлеба. Становится этот самый евхаристический хлеб, а также Слово жизни, запечатленное в Евангелии, этим Хлебом Жизни для меня в самом деле, или же это Слово проходит сквозь меня, не задерживаясь? При этом нельзя забывать, что везде в молитве употреблено множественное число: не МНЕ дай хлеб, а НАМ! Не МЕНЯ не введи во искушение, а НАС! Значит, и усвоение этого Хлеба обусловлено не только лично. Мы все, приходящие в церковь, ответственны за неё. И за всё, что происходит в церковной среде, а значит, и за личное и общее усвоение этого Хлеба Жизни. Только многие этой ответственности не чувствуют, отгоняя от себя малейшую мысль об этом, и упрекать за это бесполезно, ибо народ веками был отучен от этой ответственности. Значит, потому в том числе некоторые важные просьбы не исполняются для нас, и прежде всего - "ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ"? Понимать ли это Царствие чисто индивидуалистически, как это стало давно популярным, или же всё-таки здесь подразумевается то, когда "двое или трое собраны во имя Моё" (см. Мф. 18:20), а там, где двое или трое, там, понятное дело, может быть и больше?

Альфред Луази скептически отмечал более ста лет назад, что Христос обещал пришествие Царства Божия, но пришла церковь. И его скепсис понятен: если церковь призвана это Царство являть, показывать, но вместо этого она показывает свои обряды, правила, здания, утварь, когда во всём этом господствует всего лишь изобразительный символизм без радости и любви от встречи друг с другом, то какова цена такой церкви? Скорее всего, отдельно взятые церковные сообщества и церковь земная в целом в истории проходят через ту же божественную педагогику, что и каждый верующий. Через ту же "тёмную ночь". Только в масштабах всей истории, а не отдельной жизни, это может длиться веками. Но нет худа без добра! И в этих условиях можно прославлять и благодарить Бога за всё малое, за каждую приятную мелочь и радостную встречу с кем-то из единомышленников. Когда человек очень многого бывает лишен в силу не зависящих от него обстоятельств, как мало ему иной раз надо для радости! Для заключенного - достаточно увидеть из камеры голубое небо и зелень деревьев. И наоборот, когда столько благ вокруг кого-нибудь, как легко всё "приедается" и перестаёт цениться...

"Итак, если вы, будучи злы, умеете давать дары благие детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у него" (Лк. 11:13). Но Дух Святой - синоним этого же Царства Бога. "Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость в Духе Святом" (Рим. 14:17). И радость не индивидуалистического плана, но взаимная, радость от общения в любви. Ибо где нет любви, там нет Церкви. "Не бойся, малое стадо, ибо благоволил Отец ваш дать вам Царство" (Лк. 12:32).

Но при этом непонятность и непостижимость взаимодействия Бога с миром и с каждым из нас всё равно будет оставаться. В том числе и в исполненных, и в неисполненных наших просьбах. Если бы Бог был для нас понятен, Он не был бы Богом "неизреченным, невидимым, неведомым, непостижимым", как об этом каждый раз говорится на православной литургии. В конце концов, мы также молимся, чтобы была Его воля, а не наша. И с годами лично я прихожу к тому, чтобы вообще не ожидать чего-то от Бога, что мне иной раз хотелось бы, а просто благодарить за то, что уже было и есть.
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments