pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Ибо от Меня это было..."

Многие знают и любят этот текст, построенный в виде разговора Бога с душой верующего и написанный, предположительно, или преп. Серафимом Вырицким, или митрополитом Мануилом Лемешевским. Сначала чуть-чуть процитирую оттуда:
...Ты дорог в очах Моих,
многоценен,
и Я возлюбил тебя,
и поэтому для Меня
составляет особую отраду
воспитывать тебя.
Когда искушения восстанут
на тебя, и враг придет, как река,
Я хочу, чтобы ты знал, что
От Меня это было.

Что твоя немощь
нуждается в Моей силе
и что безопасность твоя
заключается в том,
чтобы Мне дать возможность
бороться за тебя.
Находишься ли ты
в трудных обстоятельствах,
среди людей,
которые тебя не понимают,
которые не считаются с тем,
что тебе приятно,
которые тебя отстраняют, -
От Меня это было.

..........
Но поскольку первую часть Библии (Ветхий Завет) читают регулярно далеко не все, то, быть может, не все в том числе любящие этот текст сознают, откуда изначально эти слова были взяты. Стоит напомнить, что библейский контекст состоит в известном и весьма неприятном для Израиля событии. Израильское царство, достигшее своего могущества и внушительных размеров, как никогда ни прежде, ни после, при царе Давиде, воевавшем с соседними племенами, и вошедшее в расцвет и изобилие при сыне Давида Соломоне, после смерти Соломона разделяется. Об этом говорится еще раньше:

"Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его.
5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его.
7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
8 Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам.
9 И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему
10 и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь [Бог].
11 И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему;
12 но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его;
13 и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал... (3-я Царств, гл. 11).

Это самое разделение произошло при сыне Соломона Ровоаме (Рехаваме). Который повел себя как полный придурок, в общем-то, не вняв совету мудрых людей, но пойдя на поводу единомышленников из молодых (см. след. 12-ю главу). Десять колен единого до того Израиля моментально отделились и вышли из повиновения. И далее говорится: "Ровоам, прибыв в Иерусалим, собрал из всего дома Иудина и из колена Вениаминова сто восемьдесят тысяч отборных воинов, дабы воевать с домом Израилевым для того, чтобы возвратить царство Ровоаму, сыну Соломонову. И было слово Божие к Самею (Шемае), человеку Божию, и сказано: скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему дому Иудину и Вениаминову и прочему народу: так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было. И послушались они слова Господня и пошли назад по слову Господню" (3 Цар. 12: 21-24).
Первым царем отделившегося северного Израильского царства стал Иеровоам. Личность крайне неугодная в очах Божьих. Тем не менее, Бог попустил и некоторым образом санкционировал это разделение Израиля на северные 10 колен и южных 2.

В школьном богословии принято, и в общем небезосновательно, различать в воле Божией благоволение Бога и Его попущение. То есть, Бог благоволит к тем, кто старается соблюдать Его заповеди, и попускает грешникам их нарушать. На грехи людей в общем нет воли Божией как Его благоволения, и может быть лишь попущение. Но в данном случае, как, впрочем, и во многих других в истории Израиля, да и всего мира, всегда ли легко разграничить благоволение Бога от попущения? Вряд ли. Во всяком случае, оценки будут неизбежно разными, поскольку сами представления о добре и зле у людей в общих чертах хотя и совпадают, но в конкретных ситуациях и их анализах могут весьма разниться.

Израиль и его история, изложенная в Писании, - своего рода икона и духовная модель истории и мира в целом, и христианской Церкви в особенности. Иисус говорил: "Да будут все едино". Апостол Павел скорбел о разделениях и предупреждал беречься от них христиан Коринфа. Тем не менее, история Церкви как в общем, так и отдельных церквей в частности, - это история по большей части разделений, споров, разногласий. Корни разделений - грехи людей, неспособных и нежелающих жить в мире, единстве и согласии при некоторой разнице во взглядах и верах. Но если люди не хотят согласия, не принудишь же их к нему! В таком случае, открытые выражения разногласий лучше лицемерного и притворного единства в кажущемся согласии. Бог попустил "разделение церквей" точно так же, как Он попустил разделение людей при строительстве Вавилонской башни. И в этом смысле - от Него это было, Им было попущено и в каком-то смысле утверждено. Если с некоторых пор христиане, умножившись на Земле, по образу ранних поколений мира сего перестали понимать друг друга, заговорив на разных языках, то о каком единстве в вере и любви может идти речь? Только о видимости разве что. Зачем тогда притворно и символически это единство изображать?

У пророка Исайи есть фраза от имени Бога, говорящая следующее: "Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня... Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это" (Ис. 45: 7). Это более развернутое пояснение "От Меня это было". В русском синодальном переводе фраза смягчена, но дословно читается не "произвожу бедствия", а "творю зло" ( וּב֣וֹרֵא רָ֑ע). Как же тогда примирить это с последующими святоотеческими рассуждениями (Василия Великого и др.) о том, что Бог не творец зла? Очевидно, имеется в виду зло с точки зрения людей, которая может не всегда совпадать со взглядом Бога на это. Люди часто склонны считать злом то, что им неприятно или что им нежелательно, но при несовпадении их интересов и устремлений разница в оценках добра и зла поневоле будет неизбежной. Это можно видеть в разных свежих политических и церковных событиях, не говоря уже о таких фундаментальных понятиях, как смерть. Здесь явная антиномия! Смерть - зло и тот "враг", который ещё только подлежит истреблению (см. 1Кор. 15: 26); с другой стороны это и своего рода избавление от "дурной бесконечности" суеты мира сего с переходом в новую форму жизни: "Блаженны мертвые, умирающие в Господе... они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними" (Откр. 14: 13). В обыкновенной путанице добра и зла внутри и вокруг нас в конце концов получается, что "нет худа без добра". Или, по известному эпиграфу к Булгаковскому "Мастеру и Маргарите", - "я - та сила, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".

Но наша вера по своей сути трагически-оптимистичная. Мы находимся в какой-то отдельной точке, отдельном кадре Богом запущенного сценария, и нам не видно будущее, а прошлое, особенно далёкое, воспринимается почти как должное в явно смягченном виде. Взять тот же Израиль: прошла не одна тысяча лет, прежде чем после грандиозной катастрофы 70 г. по Р.Х. произошла еще одна, в 1940-х, после которой наконец было воссоздано то государство, которое вопреки многим его врагам и всяким ближневосточным конфликтам динамично развивается. Здесь тоже можно увидеть некий символический знак и для России с ее сопредельными территориями, история которых в отдельных деталях, в том числе неприглядных, весьма точно повторила и до сих пор повторяет израильскую в далеком прошлом. Но судьбы Церкви в целом это же самое касается в куда большей степени. Прошедшие две тысячи лет церковной истории оказались явно недостаточным сроком для усвоения Благой Вести на коллективном уровне по существу. Большинство людей до сих пор не готовы к единству в разнообразии и разномыслиях, не готовы принимать друг друга такими, какие они есть в этой разности, гораздо охотнее поддаваясь разделительным амбициям. В таком случае Бог лишь попускает то, что люди готовы вместить и чего они в данный момент заслуживают. На примере того же Израиля все основные моменты истории человечества в целом давно уже обрисованы.
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment