pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Впору молиться о единстве православных...

Есть в нашей церковной среде экуменически настроенные священники и прихожане, которые молятся о единстве христиан, о единой дате празднования Рождества и Пасхи и т.д., пусть и понимая в глубине души, что пока до этого еще очень далеко. Но сейчас особенно впору молиться о единстве в самом православном мире, в связи с обострившимися отношениями между Московским и Константинопольским патриархатами.

Мне уже приходилось три года назад писать, что:

"В Царстве Бога все разделения, какие бы они ни казались важными с точки зрения временных обстоятельств, уничтожаются. Но мы живем во времени, поэтому, по слову ап. Павла, "да надлежит быть и разномыслиям (буквально - ересям)..., чтобы выделились искусные" (1 Кор. 11, 19). Плохо не тогда, когда есть эти "ереси", а тогда, когда они абсолютизируются и борцами против них, и их сторонниками. А именно так чаще всего случалось, когда христиане размножились по миру и образовали два или несколько полюсов притяжения: Рим, Александрия, Константинополь, затмившие самые первые центры - Иерусалим и Антиохию...

Фактически между этими полюсами началось то самое соперничество, которое наблюдалось уже среди первых учеников Христа. Чья кафедра древнее и "апостоличнее". Чьё апостольское преемство достовернее. Камень ли веры Пётр сам по себе или в связи с его исповеданием. Имеет ли он только "ключи Царства" или же они принадлежат и другим апостолам. В подобных спорах, которым не было конца, ни одна сторона не могла убедить другую. Поскольку сами эти споры исходили из неверной установки, если эта установка была в самой претензии на первенство! Ведь Иисус говорил же: "кто хочет среди вас быть большим, будь всем слугой", и вообще, "последние станут первыми, и первые последними"...

Все споры о первенстве в Церкви были следствием обмирщения христианской веры, в особенности при усилении клерикализма. Именно тогда естественные и по-своему неизбежные, в общем, полюса притяжения мирового христианства превратились скорее в полюса вековой вражды!"

Теперь, когда высшая церковная власть в Москве обвиняет Константинополь в особых "папских" претензиях, резонно спросить: а нет ли у кого-нибудь в Москве и в целом по России этого же самого тайного желания взять первенство в православном мире? Указывая на число верующих, на размеры территорий и прочее. Естественно, с Украиной это число будет достаточно внушительно, а без - уже куда более скромное. Но авторитет свидетельства в Церкви не определяется никаким числом и размером территорий. Как, впрочем, и не может определяться одной лишь древностью происхождения, иначе тогда это первенство должно было бы быть однозначно за Иерусалимом.

Православный мир последнюю часть своей истории, начиная с позднего средневековья, является заложником национально-территориального деления. 9 лет тому назад мне случилось переводить интервью Илариона, тогда еще архиепископа, где он справедливо замечал:

Сегодня существуют национальные Церкви, осуществляющие активность в одной стране, однако все древние патриархаты включают в себя множество стран. Например, Александрийский Патриархат объемлет всю Африку, Антиохийский Патриархат составляют Сирия и Ливан, Иерусалимский Патриархат включает Израиль, Палестину и Иорданию. Ну пусть разделятся все эти патриархаты, чтобы была отдельная Церковь Иордании, Церковь Судана и Церковь Берега Слоновой Кости!

Кстати, именно эта модель успешно существует в Католической церкви до сих пор. В которой немыслимо говорить о "Французской католической церкви", "Немецкой", "Испанской", "Итальянской" и т.д. Сейчас мессы совершаются на родных языках в каждой из этих и многих других стран, но глава КЦ - над всеми ними. Но мировое православие устойчиво является заложником национально-государственных идей и образований, и эта зависимость стала практически непреодолимой и необратимой. Русская церковь получила автокефалию фактически самопровозглашенно в 1448 г. и с точки зрения материнской КПльской церкви около 150 лет была в расколе. Затем была так наз. "Болгарская схизма" 1872 г., с признанной БПЦ лишь 70 с лишнем лет спустя, между тем образовались и другие национально-государственные церкви. Сторонники автокефалии украинской ц. сейчас следуют той же модели, исходя из прецедентов прошлого. Но при этом явно не все там являются однозначными её сторонниками, не все захотят рвать связи с РПЦ и православием русской традиции, не все согласны принять "филаретовцев" просто так на равных, и в таком случае церковное разделение внутри Украины всё равно не устранится при каком бы то ни было варианте. РПЦ не смогла разрешить церковную проблему на Украине - слишком много там накопилось отторжения от "русского мира". Но сможет ли эту проблему разрешить Константинополь? Не факт.

Дай Бог, чтобы исполнилась воля Божия... но обычно меньше всего её-то и ищут в подобных ситуациях. Чаще всего все стороны ищут "своего".
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments