pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Прогресс или Преображение?

Лет сто с небольшим назад вышла статья архимандрита Илариона (Троицкого), будущего архиепископа и священномученика, скончавшегося в 1929 году в заключении, под названием "Прогресс и преображение". Архиепископ Иларион впоследствии был известен как автор популярного среди фундаменталистов труда, весьма спорного в своей аргументации, - "Христианства нет без Церкви", где доказывается, что Церковь может быть только одна, и разумеется, она православная, а остальные (католики и протестанты) - вовсе и не Церковь, а одно название, самочинные образования. В этой статье тоже есть антизападные выпады, весьма поверхностные и обобщенные, в которых автор хочет показать, что католическо-протестантская Европа вся погрязла в материализме, мещанстве, что там грех уже и не считается грехом, а Христа предают с лёгкостью, например:

""В восприятии и переживании греха и сказывается особенно ярко духовное превосходство русского пред европейцем. Европеец, можно сказать, утерял религиозное ощущение греха; оно кажется ему устарелым средневековым предрассудком. Вот почему грех перестал быть для него ужасом и мукой душевной. Грех обратился для европейца в веселый анекдот. Описывая грех, европеец смеется, а иногда сам грех облекает в столь эстетически прекрасные одежды, что грех начинает быть привлекательным. Конечно, грешат и в России, как и в Европе, не мало, но каются по-разному. Запад знает «холодное неверие». Русский, по словам Герцена, потеряв веру, тотчас уверует в неверие и станет его самоотверженным апостолом. В Европе Ренан, Штраус и Древе пишут хулы на Христа легко, свободно и красиво и как ни в чем не бывало доживают свой век спокойными буржуа. Там во время публичных диспутов на эстраде решают вопрос об историческом существовании Христа, а сами в это время кушают бутерброды и пьют пиво. Европейский Иуда, предав Христа, спокойно прячет сребреники в карман и обращает их потом в доходную ренту. Русский же Иуда, предав Христа, бросает сребреники и беспокойным взором ищет дерева, чтобы удавиться"".

Но не зря же сказано в Евангелии, что всякий, возвышающий себя, будет унижен...
Точку зрения о. Илариона в предреволюционные годы, очевидно, разделяло немало людей в русской церковной среде. Она может быть популярна даже и сейчас, вопреки всем очевидным фактам новейшей истории, вопреки здравому смыслу, наконец. А вывод в статье следующий:

"Итак, если идеал Запада – прогресс, то русский народный идеал – преображение. Русский народ стремится к городу, «которого строитель и художник – Бог» (Евр. 11:10), и может сказать с Апостолом: «вышний Иерусалим свободен, он – матерь всем нам» (Гал. 4:26)."

Заметим, что статья была издана в 1914 году, и до известной русской революции 1917-го, "преобразившей" страну явно не в том направлении, как мечтал о. Иларион, оставались какие-то три года.

К чему сейчас стремится русский народ, и есть ли вообще этот народ как единое целое - отдельный интересный вопрос, которому лучше посвятить отдельные темы. Но стоит поправить и перефразировать конечный вывод о. Илариона, вычленив в нем мысль, по сути своей верную: для людей неверующих, где бы они ни жили и какой бы культуре ни принадлежали, действительно, остаётся надеяться только на свои собственные силы и на прогресс науки и техники. Для верующих, так или иначе убежденных, что кроме разнонаправленных человеческих воль в истории действует Провидение, ведущее человечество к некой определенной цели, и прежде всего для христиан идеалом скорее будет "новое небо" и "новая земля", где воцарится правда (см. 2 Петра 3: 13 или Откр. 21: 1).

Однако и здесь возможна разная расстановка акцентов. Исторические церкви нередко ко многим проявлениям прогресса относились более чем настороженно, а то и просто встречали "в штыки". Но затем проходили десятилетия, их члены успешно пользовались этими самыми плодами научно-технического прогресса, и им ничего не оставалось более, как плестись "в хвосте" его, периодически его поругивая. Среди многих христиан и до сих пор наблюдается некоторый дуализм в восприятии Бога и мира: Бог получается сам по себе, отдельно от мира, ждущий некоторого Ему только известного момента для вмешательства в историю, чтобы прервать ее течение, и мир, тоже сам по себе, обреченный на катастрофу, на то, что "земля и вся дела на ней сгорят" (2 Петра 3: 10). То есть прогресс, плодами которого те же фундаменталисты из христиан охотно пользуются, в конечном итоге не ведет никуда и с точки зрения вечности ничего не значит. Это своего рода монофизитское восприятие истории.

Но возможен и другой взгляд. История - богочеловеческий процесс, богочеловеческая трагедия и комедия одновременно; здесь сами люди, прежде всего из лидеров, "пассионариев" задают её тональность, а Дух Божий присутствует в том числе в тех явлениях, где многие христиане вовсе не думают и не ждут. Например, в той же технике, - почему бы нет? И человечество продолжает осваивать и возделывать Землю, как об этом было задано с первых строк Библии. Да, часто не вполне удачно; да, иной раз хищническими методами с голым потребительством, но ведь есть и хорошие примеры этого возделывания!

Разумеется, прогресс - явление неоднозначное и смешанное, как и многое другое в человеческой истории. И наряду с прогрессом добра в истории заметен и прогресс зла! Кто бы мог подумать в конце 19-го века, что в середине следующего возникнут тоталитарные режимы с массовыми "фабриками смерти", с методичным истреблением людей, поставленным на конвейерную основу? Причем в странах, веками считавшими себя оплотом христианской веры? И где гарантия в будущем, что "звериный оскал" истории не повторится похожим образом на очередном витке её спирали? Нет таких гарантий и быть не может. Плевелы, по известной евангельской притче, восходят вместе с ростками пшеницы, и до полного созревания их трудно отделить и отличить друг от друга.

Но прогресс может идти и в соответствии с побуждениями Духа Божьего, когда возрастает пшеница Божья. И на него могут работать и те, кто устами Бога не исповедует, но живут и творят так, как дай Бог многим христианам. Поэтому всё лучшее, что есть в прогрессе, не может быть противопоставлено ожидаемому христианами Преображению мира, но скорее оно как раз работает на него и его предвосхищает. Просто из прогресса, как из многого другого достаточно привлекательного в нашей жизни, можно сделать идола, и очень даже легко. Но можно отнестись к нему как важному инструменту в общей эволюции человечества. Признав, что это - один из инструментов Божьего Провидения в истории. И тогда уже не нужно будет противопоставлять прогресс и Преображение. Преображение - конечная цель, а прогресс - одно из средств, ведущих к этой цели. Здесь важно помнить иерархию ценностей. Как и то, что есть и всегда будут пределы для этого прогресса и для человеческого дерзновения в целом, и эти пределы необходимо с трезвостью и смирением сознавать.
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments