pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Из открытого обращения свящ. Олега Курзакова к правящему архиерею

...Для подлинного возрождения церковной жизни необходимо совсем иное: не дорогостоящие иконостасы и богослужебные облачения, а возрождение церковной соборности с полноправным участием в церковной жизни народа Божьего, который сегодня полностью отстранен и мертв в своих правах и возможностях повлиять на церковные дела. И именно простых прихожан, их активности, силы более всего и боятся архиереи. На одном из епархиальных собраний вы опять же сказали, что если за священника будут приходить ходатайствовать верующие, то вы будете его сразу отправлять в запрет, чтобы другим было неповадно. Приходские собрания, которые должны проводиться регулярно, не проводятся, а протоколы пишутся настоятелями задним числом, о чем я свидетельствую. И это отстранение церковного народа, сведение его участия в жизни Церкви лишь к участию в богослужении, пожертвованиях и несении церковных послушаний, и есть самый худший вид клерикализма, в котором вся власть и деньги принадлежат безраздельно и бесконтрольно архиерею, который назначает своими агентами благочинных. Приходская собственность переводится в епархиальную, все более урезается самостоятельность приходов, становящихся лишь отделениями епархии. Поэтому с приходов уходят мужчины, чье мнение и голоса никому не нужны, и остается молчаливое покорное женское большинство. Им хорошо манипулировать, но трудно защищать церковную независимость. Архиереи сегодня панически боятся, зная, что за их спиной в основном женщины и бабушки, потерять благорасположение власть предержащих и богатых спонсоров. Как возможно обличать тогда пороки, растлевающие их, и быть нравственным примером для верных? Без всякой борьбы церковная независимость, чудом свалившаяся на головы епископам после 1991-го года, отдается ими сегодня вновь государству.

Необходимы реальные приходские собрания общины, где бы прихожане решали совместно со священником хозяйственные и финансовые вопросы, участвовали в развитии приходской жизни. Необходима прозрачность и отчетность в использовании средств прихода и епархии. Сегодня это самая закрытая часть церковной жизни, находящаяся вне правового поля даже государства. Немудрено, что это становится самой питательной средой для церковной коррупции, извращающей, разрушающей и убивающей церковную жизнь. Что происходит с пожертвованиями, которые со всей епархии стекаются к вам? Это достояние Церкви, и перед всей полнотой Церкви вы должны отчитываться, а не скрывать все это по темным углам.

Необходимо даровать прихожанам право отстаивать своих пастырей от зла церковной жизни — постоянных переводов как средства запугивания и приведения к покорности. И в то же время — дать возможность общине избавиться от недостойных пастырей, явно запятнавших себя пороками и небрежением о делах прихода. Чтобы каждое обращение прихожан, собравшее значительное число подписей, рассматривалось правящим архиереем в обязательном порядке и заканчивалось принятием решения по исследовании дела.

Это очень трудная задача: воспитание в верующих ответственности за свою Церковь после десятилетий советского рабства. Это требует подлинного просвещения и евангелизации, когда Слово Божие стало бы основанием поступков каждого верного Христу. Дабы ложь, лицемерие, воровство, властолюбие воспринимались верующими как позор и попрание пречистой Христовой Жертвы. Чтобы не исполнение церковного устава, благолепие служб и храмов, а дела милосердия и правды были бы главным мерилом православной жизни. Слова эти не более идеалистичны, чем слова апостола Павла: «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4:3–7).

Попытка же всю церковную жизнь удержать под единоличным архиерейским диктатом обречена на провал. Ценность собственного достоинства, человеческой личности, ее уважения и свободы для молодежи становится все значимей. И с верующими этих поколений не получится разговаривать лишь окриком и приказом, с ними придется договариваться, учитывать их мнение. Иначе приходы без молодых останутся лишь с немощными старухами, останутся без будущего.

Жизненный опыт показывает, что человек, получивший огромную власть и деньги, имеющий возможность бесконтрольно ими распоряжаться, неизбежно нравственно деградирует, превращаясь в деспота и неся зло общему делу. Потому и необходимы ограничение самоволия архиерейской власти, возрождения принципа выборности на разных уровнях церковной жизни как общей древнехристианской нормы.

Я не питаю иллюзий. Вряд ли вы услышите меня. Но я верю в то, что мой голос станет еще одним голосом, поднятым с призывом назревших и неизбежных перемен церковной жизни, без которых нас ждет катастрофа. Как историк, я вижу неотвратимость изменений. Через испытания и тесноту, скорби и позор, общественное презрение, как плату за сегодняшнее безумие церковного управления архиереев и теплохладность верных, предстоит пройти Церкви.
Tags: жуть, полемика, свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments