pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О долге в 10000 талантов, в 100 динариев и о прощении

Когда разные люди переживают, что кого-то не могут простить лишь потому, что им больно по прошествии скольких-то лет из-за того, что они не могут забыть когда-то им причинённые неприятности и т.д., я всегда напоминаю довольно ясный пример из Евангелия - это притча, выпавшая по календарю на сегодняшний воскресный день (Мф. 18: 21-35). И этот пример не требует чего-то невозможного и сверхчеловеческого
Что начал делать тот раб, которому был прощен фантастический по размерам долг, необъятный и неохватный (10000 талантов - в чистом виде гипербола, поскольку физически один человек не мог бы в принципе по тем временам задолжать у другого человека... скажем, железнодорожный вагон серебра)? Он встречает своего подельника, который был ему должен гораздо меньшую сумму, но вполне реальную и далеко не маленькую - 100 динариев. Один динарий - плата одного трудодня в поле, как следует из другой евангельской притчи (например, Мф. 20: 2). Соответственно, сто динариев - сумма за сто рабочих дней, что по современному курсу рубля составит, допустим, от 50 до 100 тыс. р., если брать еще скромно оплачиваемую работу (как оплачиваются сельхозработы сейчас, честно признаюсь, что не в курсе). Соответственно, за такую сумму по-человечески можно и побороться с должником своим! Но не тем способом, к которому прибегает главный герой притчи. Что же делает тот, кому был прощен необъятный долг, в отношении того, кто был ему должен вполне зримую и подъемную сумму? Он его хватает за грудки, трясет, угрожает, душит... а за неимением тех денег прибегает к силовому приёму, используя полицию, и обрекает его на тюремное заключение... От которого он сам был только что спасён!

Это пример злостного и активного непрощения. Против этого и предостережение в конце повествования: "И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его" (18: 34-35).

И вот здесь интересный возникает вопрос. Иисус фактически озвучивает закон "меры за меру" (око за око, зуб за зуб и т.д.), который сам же призывал превосходить в Нагорной проповеди! Хотя и не отрицал его силу и действие: "Ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить" (Мф. 7: 2). Для близких учеников, избранных и возлюбленных, составивших первохристианскую мессианскую общину, - уже другой уровень, другой принцип взаимоотношений. Для тех, кто может вместить. Для всех остальных - прежде всего "не делайте другим, чего самим себе не желаете". В нашем случае - не "душите" других и не преследуйте за их долги по отношению к вам. Может ли Бог в действительности поступить с кем-то по тому же подобию, как люди обращаются друг с другом, с гневом и т.д.? Конечно, нет, и гнев Бога всегда нужно понимать одухотворенно и символически. Но Он устроил мир, где действуют и физические, и нравственные законы (первые наиболее просты и очевидны, вторые не столь очевидны, но тоже действуют, и один из них - "мера за меру"). Здесь просто предупреждение. Не Сам Отец Небесный буквально "поступит" так, но просто попустит весьма скорбные обстоятельства в отношении тех, кто активно и злостно не прощает (как Он же попускает много чего неприятного в нашей жизни, и не только грешникам, но и праведникам). Но чтобы до слушателей, не обремененных философией и богословием, лучше и проще доходили эти элементарные истины, Иисус сказал именно так, как сказал (как мы говорим "солнце встало" или "солнце зашло", хотя, естественно, оно никуда не заходит и ниоткуда не восходит).

Понятно, что степень прощения может быть различной, если это прощение рассматривать с точки зрения совершенства. Но это как и с другими добродетелями - терпением или любовью, например. Раны и шрамы в душе остаются примерно так же, как они остаются после травм и порезов на теле, они не сразу заживают, и могут иной раз снова гноиться и кровоточить. Таково свойство памяти. Простить - не значит непременно забыть. Но хотя бы, уже на более тонком уровне, помимо не преследования за долги (насколько это вообще возможно - не преследовать, если дело касается тебя лично), просто стараться не застревать на негативе и не желать зла должнику. И, конечно, неизбежна разница в отношении к тем, кто не может ничем воздать или заплатить, хотя и желал бы, и кто может это сделать, но не хочет, злоупотребляя терпением кого-то из нас.

Можно, конечно, предвидеть, что за этими рассуждениями могут последовать конкретные вопросы по поводу личных скорбных житейских ситуаций, - а как вот мне тогда быть!? - но сразу хочется предупредить: текст Евангелия не дает универсальный метод на все случаи жизни, поэтому каждый раз эти вопросы приходится решать только с Богом и только творческим путем. Не всегда успешно и сразу.
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments