pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О некоторых истоках нетерпимости и агрессии в спорах (религиозной и любой другой)

Попробую изложить некоторые соображения по данному поводу, исходя из многолетних личных наблюдений за разными спорами.
Интернет-пространство, пожалуй, ещё резче может выделять и обозначать эти истоки и причины. В личном общении приличествуют какие-то рамки вежливости и сдержанности. В виртуальных же контактах люди расслабляются и позволяют себе выплескивать накопившиеся эмоции, чего они не сделали бы вне стен своего дома. Можно выделить некоторые причины этого (и кто найдёт еще какие-нибудь помимо мной обозначенных, комментарии с удовольствием будут приниматься).
1. Одна из основных причин, являющаяся источником агрессии в полемике, это внутренняя неуверенность в себе и своей собственной позиции. Это происходит чаще всего тогда, когда человек остается наедине с оппонентом, пусть и в виртуальном пространстве, не находя слов и доводов для опровержений того, что он желал бы опровергнуть. В компаниях обычно такого не происходит, поскольку кружки людей собираются обычно по взаимной симпатии и единомыслию. И если там окажется кто-нибудь из «чужих», то в окружении «своих» в любом случае чувствуется легче и уверенней. Если не найдёшь слов сам, кто-нибудь тебя дополнит и придёт, так сказать, на помощь. В виртуальном же пространстве всё гораздо более непредсказуемо, и не факт, что единомышленники будут в это же время наготове прийти на подмогу в спорах, поскольку не обязательно будут находиться в это же самое время на связи. Поэтому иной раз приходилось самому встречаться с тем, как пишут в личных сообщениях форумов: «Пойдите, посмотрите, помогите!...» и т.д. Другая сторона этой же проблемы в том, что наши взгляды и вообще мировоззрение часто обусловлены определенного типа «соборностью». Это слово я употребляю в данном случае не в церковном, а в самом общем значении, включая церковное как подвид или частный случай. Соборность я бы здесь определил как взгляды или позиции, разделяемые совместно внутри некоторой общности (корпорации), некоторого объединения людей и более-менее сходным образом.
В светском языке это обычно называется партийностью, и при этом совсем не обязательно принадлежать к какой-то конкретной политической партии, но просто исходя из самого значения слова «партия» - часть. Общество любой страны и любой эпохи – неоднородно. Оно так или иначе будет делиться на какие-то части и группы по мировоззрению и прочим взаимным интересам. Кроме того, восприятие окружающей действительности каждым из нас заведомо неполно, частично, фрагментарно, включая ту информацию, которая к нам поступает, а значит, что оно в некотором смысле «партийно». Где истина, если каждый может быть по-своему прав? Где правда и где ложь, если противоречивые и взаимно исключающие утверждения могут звучать одинаково убедительно, а на личном опыте далеко не всегда и не всё возможно проверить? Легко потеряться и быть сбитым с толку. Но когда человек примыкает к группе сходно мыслящих и воспринимающих окружающую действительность, он начинает чувствовать себя увереннее, становится причастным к какому-то сверхличному сообществу или делу, которому он иной раз себя посвящает. Он вливается в эту «соборность» или совокупность тех, кто разделяет его собственные предварительно сформированные взгляды, после чего имеет возможность углублять и пополнять их под влиянием более опытных и подвинутых людей. Но когда в очередной раз он снова сталкивается с позицией, которая противоречит привычной и уже сформированной в нём картине мира, к тому же весьма укрепленной в результате пребывания в коллективе единомышленников, снова теряется уверенность, снова могут быть заброшены сомнения, которым человек начинает усиленно сопротивляться и гнать их от себя, поскольку испытывает внутренний дискомфорт. А если оппонент с «вражеской» (условно) стороны достаточно умен и эрудирован, и чем ответить ему, сразу не находится, то вот и возникает эта агрессия с проявлением нетерпимости, с желанием поскорее избавиться от оппонента, заткнуть ему рот, «забанить» или же просто наградить его пулеметной очередью разных нелестных эпитетов.

2. Еще одна причина – собственная гордыня вместе с ложной уверенностью, что есть мнения и доказательства мои собственные, которые заведомо правильны, если базируются на общепризнанных великих авторитетах, и мнения оппонентов, которые таковыми быть уж конечно, никак не могут изначально, даже если они тоже могут ссылаться на эти общепризнанные авторитеты, но понимать их иначе и приводить другие их высказывания. Это весьма распространено у современных православных русской традиции, притом, что сама традиция оказалось в значительной степени искаженной, а местами просто прерванной и утраченной (в русской богословской мысли XIX – начала ХХ в. наблюдалось существенно больше разномыслий и свободы в подходах, чем сотню лет спустя, когда в 1990-х довольно быстро и резко выделился своего рода «православный мейнстрим», объявляющий всех разномыслящих либо еретиками, либо неообновленцами). Здесь также имеет место узко-партийный подход, унаследованный уже из недавнего советского прошлого, чему пример хотя бы история КПСС.

3. Еще один источник взаимной агрессии и неприятия друг друга возникает при упорстве одной из сторон в стремлении непременно доказать свою позицию, когда доказательство сопряжено с её навязыванием в духе превосходства или даже с позиции психологического насилия. При этом имеет место всё та же гордыня, обычно с обеих сторон, которая доводит дело до неприязни и конфликтов, но со стороны упорствующего и превозносящегося над оппонентом в своей позиции её больше, поскольку оппонент в своем стремлении как-то ограничить притязания этой гордыни, отстаивая своё личное пространство для свободного поиска истины, более прав, чем тот, кто стремится её навязать манипулятивными приёмами.

4. Всем предыдущим вышеуказанным источникам свойственна также одна общая черта – любовь к абстрактной идее, к абстрактно выраженной истине в правильной и точной формулировке, воплощающаяся в ту или иную форму идеологии, закона и т.д., - проявляющаяся неизмеримо сильнее, чем любовь к конкретным окружающим людям. Да погибнет мир, но да восторжествует закон (pereat mundus, fiat justitia)! Такой психологии чужда любовь не то что к врагам, но к любым инакомыслящим, даже если при этом носители её иной раз сами выступают за свободу слова, мнений, собраний и т.д. Сколько приходилось наблюдать тех, кто считается либералами, но при этом удивительно нетерпимы и тоталитарны по своей реакции на тех, кто с ними не согласен.

Итак, ещё раз суммарно и кратко. Главными истоками нетерпимости и агрессии в отношении инакомыслящих, кто бы они ни были, являются:
А. Неуверенность в своей собственной позиции и внутреннее интуитивное сознание о ее возможной уязвимости, но при этом с желанием быть правым и принадлежать самому верному и истинному сообществу; Б. Стремление любой ценой возвыситься над оппонентом, его наоборот унижая и навязывая свою правоту всеми возможными средствами; В. Гордыня, самоуверенность и как крайний случай мания собственного величия, которые если ставятся кем-то под сомнение, то неизбежно вызывают разные степени агрессии; Г. Любовь к абстрактным идеям и истинам в противовес конкретным живым людям, неизбежно соседствующая всё с той же гордыней и эгоцентризмом.
Tags: люди, полемика, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments