pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О. Павел Адельгейм: пятая годовщина.

Сегодня ему было бы 80, учитывая, что день его рождения 1 августа.
Одна из последних заметок о. Павла:

Иерархия и старшинство.

«Кто из вас хочет быть большим, да будет всем слуга. Кто хочет быть первым, пусть будет всем рабом». Иерархическая высота далеко не всегда соответствует высоте духа и не делает человека святым. Святость достигается не ритуалом, а подвигом. Возведение в сан священника и епископа не ведет к святости. Сан открывает большие возможности для служения и подвига, священник и епископ ищут в принятии сана подвига и ответственности. «Кому много дано, с того больше спросится». Это дар, за которым многие тянутся с надеждой приобрести привилегии: власть и авторитет; высокое общественное положение и богатство. Те, кто гонится за привилегиями, не понимают, что променивают алмаз на мишуру.
Сан зовет к подвигу и ответственности. В 20-е годы прошлого века христиане принимали сан, понимая, что единственной наградой за их решимость будут лагеря и смерть. Чем выше сан, тем больше подвиг, требующий отказа не только от привилегий, но от себя самого: «кто хочет по Мне идти, да отвергнется себя, и возьмет крест свой, и по Мне грядет». Кто променял свой дар на мишуру, несчастен, как ни зови его святейшим или высокопреосвященнейшим. Он действительно занимает высокое место в иерархии и все повинуются ему, но Бог может дать ему последнее место в Царстве Божием, если впустят туда. В том и беда, что многие думают, будто сан епископа сам по себе, без подвига самоотречения и любви приобщает к святости. Так думали иудеи, особенно ветхозаветные архиереи и вожди народа. Такое формальное понятие у многих христиан сохраняется в наши дни. Когда архимандрита Иоанн (Крестьянкина) спрашивали: «где искать старца?» Он отвечал: «стариков вокруг вижу много, а старцев среди них не нахожу». О монашествующих он говорил «Какие мы монахи! Мы-черные головешки».
Так он свидетельствовал о форме, лишенной содержания. Можно облачаться в одежду святых и называться их именами, но если мы непричастны их подвигу, одежды, титулы и самый сан остаются пустыми, словно повешены на вешалку, а не человека. Форма без содержания пуста. Как чаша наполняется вином, так христианин должен быть исполнен Духом Святым. Если Дух Святой пребывает в нем, то его положение в Церкви всегда бесконечно значимо: будь то епископ или священник; мирянин или монах. Ему принадлежит не формальное, а реальное первенство в Церкви Духа Святого. Каждому подается дар Святого Духа, как залог, который надо сохранить и приумножить собственным трудом и подвигом. Старшим становится тот, кто берет на себя ответственность за служение всем: "Я посреди вас, как служащий.
Tags: in memoriam, жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments