pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О. Александр Шмеман. Из новой изданной книги

""...Пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы происходит на небесном Престоле в Царстве Божьем, которое вне времени и "законов" мира сего. Само пресуществление - плод Вознесения Христова и участия Церкви в Его Вознесении, в Его новой жизни. Все попытки "объяснить", что происходит в Евхаристии, в терминах материи и "превращений" (западная доктрина трансссубстанциации - преложения, к сожалению, иногда выдаваемая за православную) или в категориях времени ("точный момент пресуществления") недостаточны, тщетны именно потому, что применяют к Евхаристии категории "мира сего", между тем как самая сущность Евхаристии вне этих категорий, но вводит нас в измерения и понятия нового века. Пресуществление происходит не по некой чудотворной власти, оставленной Христом некоторым людям (священникам), которые поэтому могут совершать чудо, а потому, что мы, Церковь, находимся во Христе, то есть в Его Жертве Любви, Вознесении, на всем пути к обожествлению и пресуществлению Своей Человечности Своей Божественной природой. Другими словами, потому что мы - в Его Евхаристии и приносим Его как нашу Евхаристию Богу. И когда мы так поступаем, как Он нам повелел, мы, Церковь, приняты там, куда Он вошел: "...Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем..." (Лк. 22: 30). Так как Царство Небесное - Он Сам, Божественная Жизнь, дарованная нам за этой небесной трапезой, мы принимаем Его как новую пищу нашей новой жизни. Поэтому тайна евхаристического пресуществления - это тайна самой Церкви, принадлежащей новой жизни и новому веку в Духе Святом. Для мира сего, для которого Царство Божие еще должно прийти, для его "объективных категорий" хлеб остается хлебом и вино - вином. Но в чудесной, преображенной реальности Царства - открытой и явленной в Церкви - они поистине и абсолютно истинное Тело и истинная Кровь Христовы.

...Церковь так легко становится учреждением, бюрократией, фондом для сбора денег, национальностью, общественным объединением, и это всё искушения, уклонения, извращения той Истины, которая одна должна быть критерием, мерой, авторитетом для Церкви. Как часто люди, "алчущие и жаждущие правды", не видят Христа в Церкви, а видят в ней только человеческую гордыню, заносчивость, самолюбие и "духа мира сего". Всё это Евхаристия судит и осуждает. Мы не можем быть причастниками Трапезы Господней, мы не можем предстоять пред Престолом Его присутствия, приносить Богу в жертву нашу жизнь, похвалу и поклонение, мы не можем быть Церковью, если мы не осудили в себе духа "князя мира сего". Иначе то, что мы принимаем, послужит не к нашему спасению, но к осуждению. В христианстве нет волшебства, и спасает не принадлежность к Церкви, но принятие Духа Христова, и этот Дух осудит не только отдельных лиц, но и собрания, приходы, епархии. Приход как человеческое учреждение легко может заменить Христа чем-нибудь другим - духом мирского успеха, человеческой гордостью и "достижениями" человеческого разума. Искушение всегда рядом, оно искушает..."

Из книги "Литургия и жизнь" (Христианское образование через литургический опыт). Несколько лекций, собранных в этот сборник, были прочитаны в разное время для разных групп православных преподавателей). Изд-во ПСТГУ, 2018, сс. 85-86, 90.
Tags: богослужение, книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments