pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Проповедь игумена Андроника (Трубачева)

в день праздника Покрова Божией Матери (1986 г.)

В начале 10-го века во Влахернском храме в городе Константинополе в ночь под воскресенье происходило Всенощное Бдение. И вот когда солнце уже должно было встать, на рассвете два человека в храме увидели следующее видение: над храмом предстояла Божия Матерь в сонме ангелов и простирала над городом и над всем миром Свой омофор, то есть то покрывало, которое обычно находилось на Её главе. Это видение увидел блаженный Андрей юродивый. Когда он увидел Божию Матерь, покрывающую мир христианский, то он обратился к своему другу святому Епифанию: «Видишь ли ты то, что вижу я?» И тот ответил: «Да, отче, вижу и ужасаюсь!»

Много лет, рассказывая об этом видении, мы полагали, что мы видим покров Божией Матери, что мы и есть те самые люди, которые близки к духу блаженного Андрея, что и над нами простерт тот омофор, который был простерт десять веков назад. И вот, когда в нашей обители случился пожар, то у многих людей возникло недоумение: правда ли, что над нами простерт Покров Божией Матери? Как же так: Божия Матерь дала обетование покрывать нашу обитель, сказала, что она будет всем изобиловать... Но в обители начался пожар и дошёл до самого храма Покрова Божией Матери. Вот, чтобы рассеять это недоумение, чтобы искоренить это смущение, необходимо заняться вопросом: почему же произошел пожар, какая причина (конечно, причина духовная) случившегося события? Пожар рассматривался всегда в Церкви как наказание Божие за грехи, как действие, очищающее человека за многие беззакония, как такое попущение Божие, которое предваряет человека огнем временным, земным и избавляет его от огня вечного, геенского. Но этот ответ о причине пожара - за наши беззакония - был бы слишком общим и не давал бы нам возможности выяснить, за что же именно он был попущен?

Поскольку пожар произошел в зданиях Духовной Академии, то, вероятно, что главный грех, за который он был попущен, является измена тому, чему обучаются в этих стенах. Праздник Покрова научает нас, какова должна быть православная духовность. Прежде всего мы должны обратить внимание на то, что Покров Божией Матери видели не все люди, находившиеся в храме: его увидел св. Андрей, Христа ради юродивый. Что знаменует подвиг юродства в Православной Церкви? Подвиг юродства всегда показывал людям, что мудрость человеческая ничто перед Богом, что мудрость человеческая кичится, гордится и возвышается, что мудрость человеческая сопряжена со многими заблуждениями. Мудрость же Божия совершенно отлична. Мудрость Божия прежде всего свята, прежде всего связана с таким состоянием человека, когда сердце его чисто. Мудрость Божия так превосходит человеческую мудрость, что мудрость человеческая перед ней кажется буйством, Юродством. И вот некоторые люди принимали на себя подвиг юродства для того, чтобы внешним буйством посрамить буйство мира.

Очень знаменательно, что пожар произошел на следующий день после праздника Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня, когда как раз апостол Павел говорит, что пред Крестом Христовым упраздняется мудрость человеческая (1Кор.1,17) для того, чтобы немудрое Божие оказалось премудрее всякой человеческой мудрости (1 Кор. 1,25). Какая же должна быть мудрость Божия у людей? Об этом пишет апостол Иаков: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрой кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не мудрость, исходящая свыше, но земная, душевная, бесовская; ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, есть беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3,13-17). Вот такой первый урок предлагает нам праздник Покрова Божией Матери о том, что мудрость, которой мы обучаемся и к которой стремимся, должна быть не плотской, человеческой, не мудростью века сего, но мудростью духовной, мудростью Божией. Когда мы стремимся не к духовной мудрости и изменяем духовным познаниям, то совершаем один из главных грехов, пребывая здесь.

Второй урок духовности, который нам предлагает праздник Покрова Божией Матери, мы слышим в том
Богородичном чтении, которое читается за каждой службой, посвященной Божией Матери (Лк.10,38-42; 2, 27-28). В этом чтении рассказывается, как Господь пришел в одно селение и там жили две сестры, которые приняли Его в своем доме. Мария села у ног Спасителя и слушала Его слова, сестра же ее, Марфа, стала заботиться о большом угощении Господа, и в своей этой заботе, поскольку она не успевала, она так увлеклась, что даже забыла о Боге, забыла, зачем пришел к ней Христос, и стала просить Его, чтобы Он укорил сестру, которая слушала Его слова, и заставил бы ее помогать ей в приготовлении угощения Господу. И тогда Господь сказал ей: «Марфа, Марфа, ты заботишься и печёшься о многом...», одно же только необходимо - это слушать неотступно Слово Божие и исполнять его. Вот в этом поучении мы видим новый урок о духовности, о том, что угождение Богу должно быть прежде всего не телесное, не житейское, а духовное. Когда мы отягчаемся житейскими попечениями, даже если это житейское попечение простирается не на нашу нужду, а на то, чтобы послужить Богу, то наш ум омрачается, сердце наше становится закрытым для Бога.

Посмотрите, в какое неразумие пришла Марфа. Многие люди ходили за Христом и искали Его, чтобы услышать Его слово. Вот Он пришел к Марфе в дом. Что же она делает? Она и не слушает Христа, она совершенно далека от того, чтобы радоваться Его приходу. Многие люди обращались к Господу, чтобы Он исполнил их просьбу. И Марфа обратилась к Нему с мольбой, но такой, чтобы Бог заставил Своей силой, Своей властью еще и другого человека обратиться к ненужному, ложному попечению, заняться телесными, плотскими делами в то время, когда в доме должен бы быть праздник. Все надо было оставить для того, чтобы слушать Христа и наслаждаться Его беседой, а эта женщина занялась совсем другим. Житейское попечение так омрачило ее сердце, что она совсем забыла о том, какую жизнь проводил Христос. Положим, что она не уверовала еще в Него, как в Бога, но она знала же, наверное, что он постился сорок дней и ночей; она не могла не знать, что Господь малыми хлебами насыщал тысячи людей?! Зачем же нужно было Ему это многое попечение и угощение в бедном доме?! Но поскольку Марфа была занята житейским попечением, разум ее омрачился, и она не вспомнила, что Христос Сам мог бы доставить их дому богатое угощение, если бы это требовалось.

Вот это, дорогие братья и сестры, второй урок, который предлагает нам праздник Божией матери. Этот урок заключается в том, что, даже служа Богу, мы должны это служение прежде всего проводить в духовном праздновании, а не в плотском, телесном угождении Богу, не в житейском попечении. Некоторые думают, что если мы угождаем телесными попечениями себе, то это грех, если же мы начинаем действовать по-житейски ради дел Божиих, то это похвально. И вот праздник Божией Матери разрушает это представление. Забота о Боге, богоугождение должны быть прежде всего духовными.

Есть две мудрости: мудрость человеческая, плотская и мудрость Божественная, духовная. Есть два попечения: попечение плотское и попечение духовное, попечение о Боге. Есть два человека: человек внешний и человек внутренний. И когда внешний человек тлеет, то внутренний все более и более обновляется. И есть два Покрова Божией Матери: один Покров - внешний, от внешних бед и зол. Есть второй покров, которым Она покрывает наше сердце, чтобы оно не омрачилось, чтобы оно не плавало во грехе, чтобы мы не забыли за плотскими нуждами, за плотской мудростью духовных нужд того, что действительно дает нам Бог. Если мы живем по Заповедям Божиим или по немощи и даже по своему произволению грешим, но в исповеди каемся в этом, то Божия Матерь покрывает нас и Покровом внутренним, и Покровом внешним. Если же мы грешим и не каемся или, тем более, считаем, что мы правы в своем утверждении на плотской, человеческой мудрости, правы в своем телесном угождении Богу, тогда Божия Матерь, дабы сохранить наши сердца, наши души, оставляет на нас внутренний Покров, но снимает с нас внешний Покров. Вот тогда мы подвергаемся различным бедствиям. Ничто не щадит Господь и Матерь Божия ради спасения наших душ. Не щадятся храмы, не щадятся средства, не щадятся силы, время, которые были положены, не щадятся даже жизни для того, чтобы пощадить то, ради чего человек живет на земле, ибо что даст человек за выкуп своей души, если он не будет здесь нести наказания за грехи? Вот поэтому Божия Матерь согласна погубить все, что построено ложно в Ее имя, то, что построено, сделано в человеке недуховного, для того, чтобы сохранить душу человека.

Вот таков смысл произошедших событий. Тот пожар, который случился в нашей обители и достиг храма Божией Матери, не может рассматриваться как событие местного, хотя бы даже лаврского значения. Если горит сердце России, то дым ест глаза всей России. Если сердце истекает кровью, то боль пронизывает все тело. Вся Церковь едина, и мы это видим в той поддержке людей, которая возникла тотчас после того, как они узнали о случившемся с нами бедствии.

Для того, чтобы спасти наши души, для того, чтобы вернуть Покров Божией Матери внешний, зная, что внутренний покров всегда пребывает в Ее обетовании, мы должны обратить внимание на то, чтобы покаяться в главном грехе, за который и покарал нас этот пожар, покаяться в том, что мы должно не стяжали духовной мудрости и духовного попечения об угождении Богу. Аминь.

http://www.pp-stsl.ru/pages/pp-listok/fier/13.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments