pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Человек перестал ходить в церковь из-за подорожавшего сорокоуста...

Вот видео (взято у kalakazo), где некий человек признается, что ходил в церковь, а сейчас почти не ходит, а последним толчком к этому послужила подорожавшая услуга в виде сорокоуста.

В два раза, с 150 до 300 р. за одно имя, судя по всему. У человека не хватило 20 р., а женщина за церковной лавкой отказалась пойти ему навстречу: "Что я, из своих денег буду добавлять? Идите, говорите с настоятелем".
После этого у человека наступило некоторое прозрение. Из которого, впрочем, не все выводы сделаны правильные.
Посмотрев в очередной раз на солидный джип настоятеля в церковном дворике, он задумался и решил: да пошли они все куда подальше! Что я, Богу помолиться сам не могу, без посредников? Или мы все не дети Божьи?.. Он сам в конце спрашивает: покажите, в чем я неправ?

Попробую показать, в чем.
Впрочем, этого его не вина, а скорее беда, и беда многих наших соотечественников. Которые думают, что священники это те самые "посредники" между ними и Богом, и эта еретическая мысль фактически у многих считается само собой разумеющейся. Почему считается? Тоже не их вина - тому повод подавала церковная иерархия на протяжении сотен лет, себя соответствующим образом поставив по отношению к рядовым прихожанам. Из этого вытекает и другой запрос в отношении священнослужителей: в простонародье, да и не только в нем, укоренилось представление, что у священников "другая молитва" в силу данного им рукоположения, они служат у престола в алтаре и значит "ближе к Богу", и Бог их "лучше слышит". И если он прочтет записочку с именами в алтаре, это окажет какое-то особое действие в духовном мире на тех, кто в ней записан. Отсюда, кстати, и желание разных православных родственниц непременно покрестить младенцев из неверующих семей только потому, что за них можно потом будет "записочку подать". Неважно, как эти записки потом читаются, кем читаются и прочтутся ли вообще - главное, получить для себя дозу "успокоительного".

Другая беда в том, что такой потребительский подход связан с отсутствием во многих приходских храмах Церкви по сути как собрания людей, объединенных в общей молитве "едиными устами и единым сердцем". Это ведь только в хороших книжках и в литургических молитвах об этом говорится, а повседневная наша действительность несет на себе груз многосоставного прошлого - и новейшего индивидуалистического (впрочем, отнюдь не новейшего), и советского атеистического, и синодального "паралитического", и средневекового клерикального. Если было бы настоящее общение друг с другом в том храме, куда все приходят и где все были бы рады друг друга видеть, когда после Евхаристии, к примеру, собирались в древности на трапезу-агапу, или просто объединялись бы во внебогослужебное время в разные молитвенные группы, тогда многие "заказные требы" приходского быта оказались бы просто несущественными. В самом деле, разве лично попросить помолиться в группе, где вас все знают, о какой-то проблеме у вас самих или у ваших родственников, притом без всякой мзды, будет хуже, чем подать записку за церковной лавкой в том храме, где вас скорее всего не знает и не будет знать никто?..

А пока в народе есть такой вот потребительско-магический спрос - непременно будет и соответствующее предложение. Таков закон жизни в этом падшем мире. Когда люди перестанут бесконечно бегать по церковным лавкам, подавая записки "простые", "заказные" или те же сорокоусты, а просто станут сами молиться и просить молиться других, кого они знают в церковной среде, помня слова Христа насчет двух или трех, собравшихся во имя Его и согласившихся просить о чем-либо, тогда что-то начнет меняться в благоприятную сторону, оставляя куда меньше возможностей для коммерциализации и связанных с ней манипуляций. Когда люди поймут, что все они, получившие после крещения "печать дара Духа Святого", являются "царственным священством", им не нужны будут никакие "посредники", ибо "один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Иисус Христос, давший Себя как выкуп за всех" (1 Тим. 2: 5-6).
Tags: жизнь церковная, размышления, свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →