pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Вся тварь стенает и мучается доныне..." В родовых схватках.

Мне уже приходилось писать неоднократно на эту тему. Дам ссылку сейчас одну из записей прошлых лет. Но в дополнение к ней - сегодняшнее календарное чтение из Апостола, к Римлянам 8: 22-27. Где Павел пишет, что "вся тварь совокупно стенает и мучается доныне", или, как еще можно перевести, вся тварь вместе стонет и вместе мучается доныне. Кстати, употребление таких слов и выражений в ст. 21-22, как «освобождение от рабства», «слава детей Божиих», «стенание» перекликается с рассказом об исходе евреев из египетского рабства (Исх., гл. 2). Там рассказывается, как израильтяне «стенали», и эти стенания под тяжестью гнёта и лишений были невольной молитвой, ускорившей избавление их Богом (Исх. 2:23). Причем тварь не просто мучается, но проходит родовые муки, подобные тем, как женщина в процессе родов терпит скорбь и сильные боли (этот образ также употреблен в Евангелии Мф. 24:6-8, когда говорится о «начале болезней» перед кончиной мира - дословно "начало мук рождения"). Для Павла, естественно, родовые муки всего творения – это предвестие рождения грядущего мира. Более того, «имея и сами начаток Духа, мы стонем и сами в себе, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (ст. 23, пер. еп. Кассиана). Образ «начатка» не случаен – так в Палестине называли первые плоды нового урожая (Лев. 23:10).
И мы спасены в надежде, как далее пишет Павел (ст. 24-25). Родовые муки, включающие скорбь и печаль о нынешнем состоянии вещей, проникнуты у христиан не разочарованием и горечью, но надеждой и терпением. «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (ст. 26). Иудаизм обычно рассматривал Дух как проявление Божественной силы или энергии, но не как личность; Павел же наряду с ап. Иоанном Богословом (Ин. 14-16) явно видит в Святом Духе Божественную личность (см. 2 Кор. 13:13). И Дух таким образом подкрепляет верующих и разделяет с ними эти родовые муки. Впрочем, ряд древних толкователей (Златоуст, Феодорит, Феофилакт Болг.) понимают здесь и в следующем 27 ст. под Духом не ипостась Духа, а дары, благодать Духа (Феодорит), «духовное сердце», по Златоусту, или «духовный человек» по Феофилакту. От разного понимания зависит, писать ли слово «дух» с заглавной или строчной буквы, но не только в Синодальном переводе, но и в других рус. переводах (еп. Кассиана, В. Кузнецовой) слово "Дух" написано с заглавной, и все-таки таким образом подразумевается Святой Дух.


Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments