pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Cкорое утешение подай рабам Твоим, Иисусе...

...когда мы унываем духом нашим. Не отлучайся от душ наших в скорбях, не отдаляйся от мыслей наших в напастях, но всегда приходи на помощь нам. Приблизься к нам, приблизься, Вездесущий, как и с Апостолами Твоими был всегда, так и с любящими Тебя соединись, Милостивый, дабы мы, с Тобою сочетавшись, воспевали и славословили всесвятого Духа Твоего.
(из богослужения праздника Пятидесятницы, утреня).

Итак, отпраздновали в очередной раз день рождения Церкви. Церковь первых лет в виде Иерусалимской общины иудео-христиан, где, по слову писателя Деяний, у верующих было одно сердце и одна душа (Деяния 4:32) просуществовала в таком состоянии недолго. Это было безгрешное, но своего рода младенчество. Чем отличается взрослый человек от младенца? Много чем, но прежде всего тем, что он грешит. Начиная уже с детского возраста (известно, что дети могут быть вредными, надоедливыми, злыми и агрессивными). Состояние новообращенного христианина тоже можно уподобить религиозному детству: на душе светло и безмятежно, всё видится в радостном свете, нередко через розовые очки, а недостатки церковной жизни легко не замечаются или оправдываются. В общем, так и должно быть для этой поры!

Потом приходит взросление, но вместе с ним то, что в литературе нередко называют "богооставленностью". Одни и те же молитвы, богослужения, праздники "приедаются", добавляется лень и расслабленность, взгляд на многое внутри церковной жизни становится неизбежно критическим. И к тому же, если личная "богооставленность" человека накладывается на ту эпоху, когда "богооставленность" касается церковного сообщества в целом, уже весьма возросшего, но неизбежно погрязшего в разных грехах и мелочных дрязгах с другими сообществами по типу "кто больше", это может быть особенно невыносимым. Наступает "темная ночь" веры. Приходилось наблюдать за некоторыми людьми, в том числе теми, которые в своих личных интернет-записях лет 10 и более тому назад позиционировали себя как строго-православные с охранительным уклоном, а теперь продрейфовали в агностицизм, скептицизм и, конечно же, в антиклерикализм. Последнее я считаю неизбежным и вполне оправданным, поскольку с некоторых пор Тело Христа фактически было поделено на "церковь учащую" и "церковь учимую", на особо "посвященных" и "непосвященных", а то, что все верующие представляют собой "царственное священство" и "людей, взятых в удел", оказалось легко забытым. Это тоже своего рода издержки взросления, с одной стороны, но с ним и проникшего греха в церковную среду и фактически узаконенного в ней, с другой. Чтобы понять, насколько мы далеко зашли и что мы до сих пор узаконивали и оправдывали, надо, очевидно, было пройти через всё это, чтобы Господь, так сказать, нас "ткнул носом" в ту грязь, которую мы раньше не замечали и легко оправдывали.

И вот теперь наше христианское поколение, да, впрочем, не оно первое, оказывается перед следующей реальностью: в Новом Завете или в текстах святых и вдохновленных Духом богословов Церковь как "Невеста Христа" или то же "царственное священство" представляет собой одну реальность, а в действительности, в повседневном быту - весьма отличную от нее и другую. Её темный "двойник", как отметил С. Фудель. И как это в таком случае примирить? Надо понять, что те святые и богословы все это знали и видели, и среди них, конечно, чаще находились те, кто предпочитали не замечать или закрывать на многое глаза, как немало из нас сейчас, но также они видели, что кроме этой "бытовухи" есть и другое измерение. Которое в том числе было открыто и нам, обратившимся в состоянии неофитства. Стоит помнить об этом и не спешить объявлять ту пору "миражом", "иллюзией", "самообманом" и т.д. Поэтому не стоит тогда судить о Боге и вообще о духовной реальности по попам, архиереям и т.д, да и вообще по тем любым людям, кто позиционирует себя православными или какими-то еще. Если Христос на кресте мог воскликнуть в муках: "Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?", то, очевидно, эта же участь неизбежна для каждого следующего за Ним. В любую эпоху. И тогда так или иначе приходится снова и снова, иной раз в упадке сил, просить: "Да приидет Царствие Твое"! "Приди и вселися в ны..."! "Приди, Дух Святой, наполни сердца верующих в Тебя и огонь любви Твоей в них зажги!". Между двух полюсов - "уже" и "еще не" - приходится так или иначе проходить наш земной путь. Всё равно Святой Дух подает радость вопреки всем недоумениям и разочарованиям. Важно просто оставаться открытыми Его дуновению, не застревая в негативе, готовом нас поглотить и засосать.
Tags: библия, богослужение, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments