pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Армения, день 6-й. Караван-сарай на перевале. Озеро Севан. Кладбище хачкаров. Агарцин.

После ночевки в очередном отеле в горах на высоте примерно 1600 м утром мы отправились в сторону Севана. Отель назывался Lucy-tour, местечко Хермон, обслуживание, как и в других местах, ничуть не уступало бюджетным отелям Европы. Погода после рассвета была пасмурная и умеренно-прохладная, но затем выглянуло солнце и ощутимо потеплело.

Поднимаемся выше.

И достигаем перевала с высотой 2400 м с древним караван-сараем, построенным в средневековье в этом месте. Здесь снова прохладно, сказывается высота. Зимой всё здание до крыши заметает снегом.

Само собой, все любуемся открывающимися видами.

Мини-маркет.

Сейчас, конечно, для ночевок это древнее сооружение не используется.

Кажется снаружи не очень большим, но внутри весьма вместительное!

Продвигаемся дальше, после перевала спустившись чуть ниже, но в целом на уровне 2000 м.

Проезжаем сёла близ озера. Здесь на деревьях еще совсем молодая зелень, а фруктовые деревья еще только цветут.

Добираемся до древнего армянского кладбища, наиболее древние могилы которого с надгробиями датируются Х веком или даже чуть раньше. Большая часть относится к позднему средневековью или XVI-XVII векам. На многих рисунки и надписи уже совсем не различимы. На всех надгробиях - хачкары (кресты, выдобленные в камне), причем ни один из них точно не повторяет другой. Все украшенные, орнаментированные, с цветами, вьющимися лозами или гранатами. Целый музей под открытым небом, в общем! Местечко называется Норатус.

В первый раз здесь понадобилось существенно утеплиться (помимо горных перевалов, которые приходилось проезжать).

А это уже новый вариант того же кладбища, с могилами конца XIX - ХХ в.

Хорошо, что вскоре дождь кончился, выглянуло солнце и потеплело градусов до 17. Но на озере было довольно ветрено. Вода сейчас здесь около +10, прогревается до нормальных купальных значений к июлю-августу, когда от жары в Ереване многие устремляются сюда на отдых. Однако четыре наших паломницы все-таки окунулись! Я не отважился, экстрим как-то не по мне... В Греции в апреле мне купаться приходилось, хоть и недолго, даже в Нормандии случилось один раз, тоже в апреле, но там было тогда теплее существенно.

На этом берегу нас в местном ресторанчике покормили местным озерным сигом. Почти как на Галилейском озере - "рыбой Петра". Тем более, что чем-то озеро по размерам и очертаниям берегов напомнило Галилейское, только Севан побольше (его длина более 70 км).

Посреди озера всегда был остров, на котором в давнюю пору обустроили монастырь - Севанаванк. Сейчас, впросем, это уже полуостров. В 1930-е годы власти предприняли авантюру, аналогичную "повороту рек", с благой как будто изначально целью, пустить воду озера на орошение Араратской долины. В результате уровень воды в озере упал на 20 метров, и бывший остров оказался соединенным с берегом (а на картинах художников начала ХХ в. запечатлен еще остров).

Местная семинария:

Остатки монастырских келий:

Два заброшенных здания. Слева дом писателей Армении, справа ресторан, нависающий над обрывом. После окончания советских времен не используются и пока остаются невостребованными.

К вечеру мы приехали в городок Дилижан, где и остановились на ночлег, а перед этим опять посмотрели очередной монастырь - Агарцин.

В отличие от Севана, где дождь накрапывал по-началу, здесь нас застал уже ливень, так что многие поневоле промочили ноги. Здесь особенно густые леса, и дожди, кажется, идут чаще, чем в целом по Армении.

Радуга.

Сам городок Дилижан приятный, - говорят, в советское время здесь отдыхала вся местная элита.

В последние годы здесь построили какой-то престижный международный колледж, United World College, где учатся подростки 16-18 лет с разных стран (на фото в самом левом краю), о чем можно также в Википедии прочитать.

И еще в городе есть памятник героям фильма "Мимино" - которых играли Кикабидзе, Мкртчан и Леонов. Один из героев, которого играл Мкртчан, говорил что-то вроде "а у нас в Дилижане..."