pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Из "несвоевременных мыслей". О духовном исходе.

Сам когда-то проходил через подобные переживания...
Хотелось быть причастным к тому, что выше тебя самого, к какой-то общности, состоящей из людей, но в то же время великой и надчеловеческой по своему происхождению и целям. И эта причастность со временем каким-то образом реализуется либо присоединением к этой общности, либо открывается и осознаётся изнутри, что ты давно уже в ней находишься. Которая в целом "самая-самая" истинная, верная, справедливая, источник всякой истины и блага для тех, кто к этой общности принадлежит. Когда создаётся ощущения единства, приятного единомыслия с другими, принадлежащими к этой же общности, или, как у нас любят употреблять с некоторых пор это слово, соборности.

Наверно, это ощущение свойственно не только юности. И не только определенным психотипам людей. Человек не живет в отрыве от остальных людей, он зависим от них так или иначе, будь он индивидуалистом по складу характера или тяготеющим к коллективам. Если он не может достичь успеха в самореализации, то хотя бы ощущение быть причастным к той самой великой, самой истинной общности людей, которая согласно его личной вере может существовать в этом мире, уже доставляет немалое утешение и даже многим придает дополнительный смысл жизни. А если он успешно самореализуется, то тем более, какое удовольствие ему может доставлять производимое им влияние на умы людей, руководить ими, направлять их, занимая какой-нибудь ключевой пост в этой "самой-самой" истинной, духовной и т.д. организации или общности единомышленников.

Но когда внутри этой великой и надчеловеческой общности, в которой ты живешь и которой гордишься, вдруг оказывается, что есть те, кто какие-то её правила и постулаты ставит под сомнение, или что помимо твоей собственной общности, могут существовать и какие-то совсем другие, тоже претендующие на свою надчеловеческую истину, правду и особое происхождение, создается ощущение дискомфорта. Которое может приводить даже к агрессии.
Тем более, когда оказывается, что великая Россия с её 1000-летней историей на деле не такая уж и великая, в ней достаточно спорных и теневых моментов, как и в истории любой другой страны. А православная Церковь тоже оказывается на практике не такой уж православной, а другие не связанные с ней христианские сообщества оказываются в чем-то куда более православными, да и вообще, что понимать под самим православием, отдельный дискуссионный вопрос, поскольку представление об этом православии может быть своим в каждой отдельной голове. В общем, тогда наступает кризис идентичности, который приводит сперва к общественному разброду и хаосу, что Россия имела в 1990-е после краха "великого СССР", а затем к охранительной реставрации, что длится последние 15 лет. И что с этим всем делать дальше, мало кто понимает.

Конечно, время от времени звучат мнения, что старое поколение, не привыкшее к свободе и не отведавшее ее вкус, вроде как обречено на вымирание по аналогии с израильтянами, вышедшими из Египетского рабства во главе с Моисеем. И что пока оно не вымрет в течение символических сорока лет, мало что сдвинется. С этой мыслью можно было бы согласиться, если бы не одно существенное "НО" - аналогии часто лгут. В отличие от древнего Израиля, ныне нет ни объединяющей всех веры, что Бог может это сделать, пусть даже под бременем скорби, когда многие склонны к Богу взывать, ни, тем более, нет того Моисея, который мог бы в едином порыве убедить и вдохновить народ на новый, так сказать, "исход". А ведь такой порыв, на самом деле, в конце 1980-х на моей памяти был у многих. И солидарность была, и дружно на митинги выходили. Но потом - что?... Кто мог бы тогда хоть на тысячную долю воплотить то, что сделал Моисей для Израиля? Ни Гайдар же с Чубайсом, ни Ельцин или кто-то из его окружения... Правда, немало соотечественников сейчас склонно боготворить нынешнего в очередной раз переизбранного лидера, "наше всегда", так сказать. "Блажен, кто верует, - тепло ему на свете". Если бы эти верующие не были подчас так агрессивны и если бы не выдавливали всех из страны, кто осмеливается им возражать, - ведь чувствуется, что все-таки им недостаточно тепло, и их веру подтачивают разные факты окружающей действительности, которая вещь упрямая. Кроме того, аналогия с исходом из Египта весьма слабая и по многим другим причинам. Если брать ту же историю Израиля, то уже после вселения в Землю Обетованную что происходило? Да много чего отвратительного, если читать книгу Судей, например. Которая оканчивается, кстати, такими словами: "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым". А всякое проявление неверности спасшему израильтян Богу с поклонениями Ваалу и Астарте продолжалось еще далеко далее, в эпоху царей, и окончилось всё, как указывает та же священная библейская история, очередным Вавилонским пленом!

Так что если и ставить вопрос об "исходе", то духовном, и на личностном уровне, учитывая, что от себя самого всё равно не уйдешь, и даже если окажешься в "земле обетованной", то рискуешь и туда принести с собой своих прежних "тараканов". У христиан есть Христос, гораздо больший Моисея. Но всё то же самое, что веками и тысячелетиями происходило в Израиле, притом уже после вселения в Землю Обетованную, происходит и в истории Церкви с большой/церквей с маленькой буквы. Только сейчас, по прошествии 2000 лет этой истории, христиане более-менее приходят к осознанию, что единство в главном при любви друг другу гораздо сильнее и существеннее, чем обособления и вражда по всяким доктринальным и отвлеченным вопросам. И то пока не все из них... Что же тогда ждать от тех, кто ищет очередной формы "гражданской религии" в ее светском имперском или еще каком-нибудь варианте и проявляет нетерпимость к инакомыслящим?
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments