pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Сегодня на Радоницу...

После общей панихиды по окончании литургии заказали и два заочных отпевания. В обоих случаях - недавно умершие, уже погребенные, а в одном из них совершилась кремация. После продолжительной службы, естественно, никто не изъявил желания идти служить снова заочное отпевание. Пошел я...
Я совершил богослужение, после которого объяснил, что раз само погребение уже состоялось, то впридачу нет особого смысла разрешительную молитву и "земельку" давать (молитву я просто прочитал, и всё). Главное, мы помолились. В одном случае родственники новопреставленного вполне удовлетворились тем, что я сказал, а в другом пришедшая, притом не из самых близких родственников кремированной усопшей (ближайшие родственники не озаботились этой проблемой вообще), всё-таки попросила, чтобы я землю ей с собой дал, а уже после моего ухода забескопоилась, что я не дал ей разрешительную молитву, обратилась в киоск, смущенная и недовольная. Дошло это всё до настоятеля, а ему, соответственно, лишние беспокойства были причинены.

К сожалению, в церковной среде все такие фетишизмы просто поддерживаются "по умолчанию", а если против них как-то пойдёшь, то можешь схлопотать неприятности - ведь пришедшие могут и жалобы, и претензии предъявить, что их "неправильно" обслужили... А с точки зрения устава, если даже формально и "по закону" к этой требе подходить, то это же "модернизм" в чистом виде (о, где вы, борцы с церковным модернизмом, ау!), нововведение, о котором нигде четко не прописано и никаких обоснований не дано! Да это просто "крутой" постмодернизм.

Вот и в свежей публикации на эту тему отмечено:

""К примеру, в современной брошюре, изданной Сретенским монастырем, читаем:

""(..) В наше время часто случается, что храм находится далеко от дома усопшего, а иногда и вообще отсутствует в данной местности. В такой ситуации кому-либо из родственников почившего следует в ближайшей церкви заказать заочное отпевание, по возможности в третий день. По его окончании священник дает родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола.

(..) Но бывает и так, что усопший погребается без церковного напутствия, и спустя длительное время близкие все же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могиле, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм. (с. 26-27)

(..) Если отпевание бывает до кремации (как и положено), то икону из гроба надо убрать, а землю рассыпать по гробу. Если отпевали заочно, и урну подхоранивают в могилу, то земля крестообразно рассыпается по ней. Если же урну помещают в колумбарий, то погребальную землю можно рассыпать по любой могиле христианина, как обычно, с чтением Трисвятого. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом». (с. 32) («В путь всея земли». М., Сретенский м-рь, 2003).

И всё. Ни слова, объясняющего смысл этих земельных перемещений. Из этого текста можно сделать только один вывод: главное – земелька и колдования со «сжиганием» и «закапыванием». Особенно дико выглядят советы рассыпать земельку на чужие могилы: зачем? Кому это надо? Усопшему? Глубоко сомнительно. Родственникам, которые будут копаться в чужих могилах, рассыпая пепел и думая, что они совершают удивительно разумные действия? Или священникам, получающим доход от торговли землей?


Просто беда какая-то с этим так наз. "заочным отпеванием". В Забайкалье в мои первые годы служения я просто слышал выражение "отпеть землю". "А можно отпеть землю"? - задавали приходившие буквально так поставленный вопрос. 20 лет моего священства прошло, но так до сих пор не могу с этим заедающим церковно-приходским бытом смириться. Не молитва приходящим нужна, а вот что-то вещественное с собой взять и "правильно" всё сделать. Пытаться объяснять? - не всегда до всех доходит и будет убедительным. Пустить все на самотек и попустить - гораздо легче, но тогда автоматически все эти суеверия вместе с невежеством будут поддерживаться и процветать, тем более, что уже "освящены", так сказать, новейшей церковной "традицией". Замкнутый и порочный круг. Вследствие которого, как пишет автор заметки А. Плужников, доходит и до следующего:

"Вы, батюшка, если православный, так и ведите себя ПО-ПРАВОСЛАВНОМУ!! Кадилом там помашите, что ли, а то завели тут что-то непонятное: «Евангелие», «Христос» — как баптист какой-то!!»"
Tags: жизнь церковная, жуть, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments