pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О правде и лжи. Мысли после семинара по наследию митр. Антония

Семинар состоялся в Доме русского зарубежья 27 марта. Я принял участие, встретился со своим однокурсником по ПСТБИ отцом Владиславом Каховским, которого давно уже не видел и который оказался ведущим в одной из групп. В эту группу я после общих докладов пошел, там и выступил немного.
Для начала приведу фрагменты беседы митр. Антония 1999 г.:

"В Священном Писании сатана называется отцом лжи и первым убийцей. Ложь — не просто легкий обман; какова бы она ни была, ложь — попытка заменить реальность несуществующим положением дел, это попытка превратить реальность в марево. Если брать сравнение, то можно сказать, что вместо реальности предлагается человеку чистая иллюзия того, чего нет, и предлагается ему этой иллюзией жить и в этой иллюзии существовать. В каком-то смысле слова Христа: кто, если его ребенок попросит кусок хлеба, даст ему камень? — здесь могут быть приложены. Дьявол сотворил над человеком то, что случилось с ним самим. Он знал, что делает; он не ошибся, не запутался...

Мы говорим о грехах во множественном числе, и конечно, мы правы; но основной грех — это отпадение от Бога, это момент, когда мы выбираем что бы то ни было, что несовместимо с нашей приобщенностью к Богу. Кажется, апостол Иаков в своем Послании говорит о том, что совершение греха подобно переходу через реку с берега, который принадлежит Богу, на берег, который Ему не принадлежит, — не потому что Он не имеет прав на этот берег, а потому что он у Него украден. И нам надо это помнить; помнить, что нет малой лжи, что есть только ложь, и что ложь всегда является отпадением от того, что есть на самом деле, и созидание того, чего нет, как паутины, в которую можно уловить человека или народ, — все равно. Это смерть. И поэтому дьявол, который есть отец лжи, и называется также первым убийцей. Он ввел смерть в человеческий род, предложив им жизнь нереальную. Единственная реальность была Бог; он им предложил путь жизни вне Бога, то есть в паутине.
" (Труды Т. 1. М.: Практика, 2002. С. 790–792)

Разумеется, митр. Антоний прав, но его замечания не исчерпывают всю проблематику и могут быть наверняка дополнены. Естественно, разные участники высказывались, высказался и я, и сейчас попытаюсь изложить некоторые соображения. Естественно, предлагаю читающим дополнять и развивать тему здесь в том числе!

Итак, когда речь идёт о голых фактах (было/не было, делал/не делал), тут вроде бы и не возникает вопросов. В общем случае мы исходим из "золотого правила" (как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с другими): не хотим, чтобы нас вводили в заблуждение, - не делаем это в отношении других. Но даже и в этих простых ситуациях могут быть сложности, и вот в каком плане. Естественно, что обществу, начиная с семей, лучше было бы приучать с самого начала говорить правду, отталкиваясь от воспитания детей с самого малого возраста, и при этом создавать такие условия, чтобы правду всем говорить было бы выгоднее и предпочтительнее! Но это только сказать легко... А на деле, начиная с тех же семей, нередко в ход идёт физическое или психологическое насилие! Которое, разумеется, препятствует ребенку говорить правду с самого начала, если ребенок это насилие испытывает. Ну разве он будет говорить правду в том случае, если на уроке ему поставили "двойку", за которую, к примеру, он от матери получит порку ремнём? Не знаю, как сейчас в семьях, а во времена моего детства в 1970-х такие методы еще практиковались... И при этом здесь не было, допустим, намеренных прогулов, пренебрежения к урокам, но налицо просто немощь, когда детям трудно дается математика или что-нибудь другое. Или, к примеру, у мужа есть ревнивая жена, которая старается отслеживать все его шаги и препятствует общаться с кем бы то ни было, когда муж не на работе... Что делать с ее такой подозрительностью и ревностью? Понятное дело, любящий муж будет заботиться о такой жене, но также будет стараться не говорить ей всю правду, когда и с кем он может встречаться в её отсутствие, тем более, что он знает, что ничего предосудительного по отношению к той же жене он не делает и делать не будет! Но своей ревностью она лишает его свободы, оказывая на него давление и отравляя совместную жизнь. Как и мать, которая по каким-то не всегда понятным причинам запрещает кому-то из детей встречаться с тем-то или той-то. Естественно, что в результате таких ограничений и оказываемых давлений у людей возникает внутренний протест! Но поскольку дети зависят от родителей, по своему их любят (как и мужья ревнивых жен или наоборот) и не хотят портить отношения с ними, то, чтобы не вводить их в соблазн и лишний раз не беспокоить, начинают прибегать к той или иной форме лжи или полуправды. И кто будет судьями в таких ситуациях?.. Всякий раз, когда более сильные и влиятельные личности оказывают всякие формы давления и психологического насилия на зависимых от них и более слабых, ограничивая их собственную свободу, так неизбежно порождаются многообразные формы лжи в их отношении, и не обязательно при этом злонамеренные! Значит, иного выхода, кроме как принимать людей такими, как они есть (детей, мужей, жен, подчиненных и т.д.) и уважать их выбор, их личную свободу, чтобы способствовать воцарению и распространению правды во взаимных отношениях, просто не существует. Особенно наглядно такие формы лжи или полуправды были характерны для советского общества и, кстати, начинают на новом витке воцаряться и в современной российской действительности. "Система" с её "властной вертикалью" то и дело разрабатывает всякие инструкции, подзаконные акты, соблюсти которые в полноте вряд ли кому вообще возможно, заваливает работников горами мало кому нужной отчетности, и все это превращается в чистый формализм и видимость бурной и регулярной деятельности. Зачем, кому это всё нужно?... Вопросы риторические. И люди, не видя в этом никакого смысла, начинают прибегать к разным формам полуправды или лжи. Но на ком здесь большая ответственность, на рядовых работниках или же на начальствующих, которые действуют по праву силы, обладая при этом неизмеримо большими степенями свободы, чем их подчиненные, обрекая иной раз последних на положение "рабов на галерах"?

Ну и есть еще совсем другая сторона проблемы. Одна из участниц предложила различать понятие правды от понятия истины. По ее мнению, правд у каждого может быть много (их пониманий), а истина все равно одна. В общем, можно согласиться, хотя то же самое можно сказать и об истине - она одна, но каждый может ее усваивать по-своему, и при этом заведомо неполно. К тому же, надо уточнить, что такое истина, если мы не имеем в виду формальную логику с ее истинными или ложными высказываниями, - скорее это истина экзистенциальная или религиозная. Здесь можно вспомнить стихотворение А.К. Толстого, которое я уже не раз приводил на страницах своего блога:

Ах ты гой-еси, правда-матушка,
Велика ты, правда, широко стоишь!..
Не объехать кругом тебя во сто лет,
Посмотреть на тебя – шапка валится!

Выезжало семеро братьев,
Семеро выезжало добрых молодцев,
Посмотреть выезжали молодцы,
Какова она, правда, на свете живет?...

Поскакали добры молодцы,
Все семеро братьев удалыих,
И подъехали к правде со семи концов,
И увидели правду со семи сторон.
Посмотрели добры молодцы,
Покачали головами удалыми
И вернулись на свою родину.
А вернувшись на свою родину,
Всяк рассказывал правду по-своему:
Кто горой называл ее высокою,
Кто городом людным торговыим,
Кто морем, кто лесом, кто степию.

И поспорили братья промеж собой,
И вымали мечи булатные,
И рубили друг друга до смерти,
И, рубяся, корились, ругалися,
И брат брата звал обманщиком;
Наконец, полегли до единого
Все семеро братьев удалыих.
Умирая же, каждый сыну наказывал,
Рубитися наказывал до смерти,
Полегти за правду, за истину.
То ж и сын сыну наказывал,
И досель их внуки рубятся,
Все рубятся за правду, за истину,
На великое себе разорение


Здесь мы имеем дело с разными пониманиями правды, в том числе корпоративными или партийными. Каждый из нас живет не обособленно, но испытывает влияние со стороны единомышленников (подобное стремится к подобному), и когда создается ощущение соборного единства во взглядах, это всегда по-своему приятно. Но неприятным оказывается, когда другие группы людей также соборно едины, но уже на совсем других принципах и идейных платформах! И здесь, если забывать про призыв Христа любить врагов своих, поневоле будет конфликт разных правд (их пониманий), когда каждая из противных сторон запросто сможет уличать друг друга во лжи. Примеров в соц. сети Фейсбук - хоть отбавляй сейчас, в особенности по вопросу российско-украинского конфликта. То есть, понятие правды или лжи запросто может быть обусловлено заранее выбранной идеологией: кто "наш", тот заведомо прав и говорит правду, кто "не наш", но "враг", всегда только лжет.

Прорыв здесь может быть только в иную реальность. Как говорил Христос, "Царство Мое не от мира сего"... А в мире сем царит путаница добра и зла, правды и лжи, и разных пониманий того и другого. И все мы можем быть пленниками этой путаницы и этих разных пониманий. Так что - "где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3: 17). И: "если Сын освободит вас,то истинно свободны будете" (Ин. 8: 36). Именно в этой свободе все-таки возможно понимание по сути, что есть правда и что ложь (с духовной точки зрения), хотя с формальной человеческой то, что будет правдой в глубинной её сути, может быть охарактеризовано как ложь. Мать Мария Скобцова, выдавая гонимым евреям фальшивые справки об их крещении, лгала по отношению к эсэсовцам? безусловно, с их точки зрения, да, и она была преступница. Но по сути она отстаивала высшую правду и за нее боролась, отдав за эту правду свою жизнь...
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments