pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Хорошее великопостное чтение! - "Откровение смертника"

Некоторые книги и тексты приходят таинственным образом (замечал это в личном опыте не раз), хотя как будто сами собой, но при этом так вовремя, что просто удивляешься. Виделся на днях с Татьяной Филипьевой, матерью известного инока Всеволода Филипьева, в недавнем прошлом активного писателя, поэта, публициста, с которыми я знаком с 2004 года. Лет 8 назад инок Всеволод попал в какую-то жуткую грязь и связанный с ним скандал с разоблачениями в интернете. Потом его след на некоторое время пропал... Затем слышу, что он стал монахом Салафиилом и уже определенно укоренился на Афоне. И вот теперь держу небольшую брошюрку "Откровение смертника", изданную в прошлом году, так что возможно, что кто-то из смотрящих эту запись уже ее читал. Ну что же - можно только порадоваться за м. Салафиила в очередной раз! Человек согрешил, заблудился в своих путях около 8 лет назад, и теперь находит мужество публично признать это, попросить прощения у тех, кого шокировал и разочаровал, и начать христианскую жизнь фактически заново. Он в самом деле смертник, и не в одном уже смысле, ибо умер теперь для прошлого, похоже, бесповоротно, и чуть не умер физически тогда, когда потерял веру и впал во всякие непотребства около 2010 года.

Вообще Всеволод принадлежит моему поколению уверовавших и пришедших в церковную среду в конце 1980-х. Он пришел туда чуть раньше меня, и уже совсем скоро пошел по монастырскому пути - сначала Валаам, потом зарубежье, Джорданвилль, а затем возвращение в Россию, успех его статей и книг, известность, внимание... В каком-то смысле вся новейшая церковная русская история в нем также отразилась! С её взлетом и последующим падением. А с падением - соответственно, компрометацией всей прожитой жизни в целом и множеством недоумевавших и разочаровавшихся людей.

Автор пишет о себе так: "То, что случилось со мной, было много хуже атеизма и неверия, ибо я фактически впал в богоборчество по трагической аналогии с сатаной: знаешь, что Бог есть, но ты с Ним не согласен. При этом подтверждаешь своё несогласие сознательно совершенными грехами. Зато грешить мне становилось всё легче. Совесть сначала сильно тревожила. Бывало, просыпался ночью в холодном поту, с сердцебиением и страхом. Затем душа болела всё меньше. Потом и совсем перестала болеть. Казалось даже, что внутренняя гармония с самим собой найдена, всё хорошо...
Но самое страшное ждало впереди. Представить только мою дальнейшую жизнь! Разрушить свой сложившийся образ в глазах окружающих я бы не решился, продолжал бы ходить в заложниках собственного имени и вести двойную жизнь. Предстояло говорить и писать о том, во что уже не верил. Я продолжал бы безудержно тайно грешить и не каяться, а меня за прежние заслуги и книги продолжали бы уважать. И вот так, торжественно и с почестями, после смерти я отправился бы в ад к сатане, с которым стал внутренне близок
".

Вообще, когда видишь такие признания и суд над самим собой, это вселяет надежду, что у нас не всё еще потеряно. Может, пример Всеволода послужит разным архиереям, в том числе из "гомо-лобби", оставить свои посты, должности, уединиться и начать новую покаянную жизнь? А может, вдохновит кого-то из тех, кто просто ушел из церкви, также потеряв веру, как и Всеволод, но потом поймёт, что и в этом было особое Провидение Бога, что Он таким образом таинственно печется о каждом?

Еще очень важная и верная мысль: "Если бы моя судьба не была вынесена на всеобщее обозрение, то, возможно, в моей жизни не произошли бы столь радикальные перемены. Правда, моё прозрение, начало покаяния и перерождения не связаны с публичностью и стали совершаться до моего "Семёновского интернет-плаца" у реальной, а не виртуальной границы жизни и смерти. Это точно. Однако, если бы не интернет-бичевание, я, скорее всего, не написал бы "Откровение смертника", не засвидетельствовал бы о Божественном милосердии к падшему и о вере как чуде! И если с помощью интернета меня непрестанно убивают, то убивают для мира сего, а не для Бога. Для мира я умер, чтобы каяться и жить для Бога. Мир сам, как хочет, судит и рядит. А у меня есть Бог, и всей своей грешной, но кающейся душой я стремлюсь любить Его..."

Так вот, стоит ли бояться и стыдиться разных публичных и уже довольно регулярных разоблачений РПЦ как организации или ее отдельных видных представителей, получивших в ней полноты власти? Если через эти разоблачения действует Бог в Его промысле о каждом из нас?

Ну и еще одно честное признание писателя:
"Причиной моего падения стала гордость.
Похоже, я подсознательно отвергал мысль, что ко мне, такому "образцово-кающемуся грешнику" и "смиренному иноку", вообще могут относиться предупреждения святых отцов о гордости. Незаметно для самого себя я взрастил в душе желание славы человеческой и прилепился к ней, питаясь и утешаясь ею, боясь её потерять. В последнее время меня тяготило несоответствие моего внутреннего состояния и того имени, которое я носил в церковной среде, но потеря этого "уважаемого" имени казалась полной катастрофой, крахом и концом жизни. Какое ослепление
..."

И в этом, как в зеркале - разве не видна вся история РПЦ последних 20 лет? Ведь это многие из нас именно так мыслили, так вели себя как минимум в отдельные моменты своей жизни. Кто больше, кто меньше, но все по-своему в этом поучаствовали. Может, теперь и настала пора очередного суда, еще не последнего, но, будем надеяться, целительного?...
Tags: книжная полка, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments