pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Ой, батюшка... Во всём грешна!"

Кто из священников не слышал хоть раз такое признание во время исповеди от какой-нибудь бабульки?.. Воспринимая это, конечно же, с иронией.
Но с другой стороны, чем такое признание "во всём грешна" так уж сильно отличается от того, что мы читаем или слышим в первые дни поста на богослужениях:

Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, / еяже аз, Спасе, не согреших / умом и словом, и произволением / и предложением, и мыслию, и деянием согрешив, / яко ин никтоже когда
(из покаянного канона прп. Андрея Критского, понедельник, песнь 4-я)

(Рус. перевод: «Нет в жизни ни греха, ни деяния, ни зла, в которых бы я, Спаситель, не погрешил умом, и словом, и произволением, и намерением, и мыслью, и делом согрешил, как никто иной никогда»).

Или еще: «Согрешил я, Господи, согрешил пред Тобою! Смилуйся надо мной: ибо нет грешника между людьми, которого я не превзошел согрешениями» (вторник, песнь 3-я).

И как в таком случае это понимать?
Если строго-буквально, без всякой рефлексии, то отсюда и появляются в нашей церковной среде невротизированные люди с изломанной психикой, воспринимающие Бога как неумолимое существо с занесенным над тобой дамокловым мечом, который в любую минуту готов обрушиться на твою голову. Но таких людей, слава Богу, мало, и их всегда было немного. Другие могут интуитивно понимать, что буквализм здесь неуместен, что это всё-таки как минимум церковная поэзия, которой свойственны гиперболы, преувеличенные сравнения, как свойственны они поэзии вообще. Третьи просто внутренне не определяются в отношении ко всему этому, с готовностью воспринимая всё, что предлагается церковью, считая, что так надо, и пытаясь в простоте и без всяких рассуждений довериться церковной дисциплине. Но тогда с другого конца или полюса здесь может укореняться некое стилизованное покаяние, условно-символическое...

Ключевой момент этой покаянной поэзии, как думается, в личной судьбе архиепископа Критского Андрея. Как можно прочесть в одной из статей «Православной энциклопедии»,

«По свидетельству св. Феофана Исповедника, на Соборе, созванном имп. Филиппиком для возобновления монофелитства (712), А. вместе с еп. Кизическим свт. Германом, будущим. Патриархом Константинопольским, был в числе подписавших анафему VI Всел. Собору. Впоследствии А. раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона».


Как пастырь многих душ, ответственный за них, кому больше вручено, чем всем остальным, он и мог из глубины сердца написать именно так. И в этом плане он действительно согрешил, как никто другой, хотя и до него, и после него случались аналогичные проявления человеческой слабости, проявлявшейся в компромиссах с сильными мира сего.

И все мы, хотя и повторяем грехи как наши предшественников, так и друг друга (грехи в общем у всех одинаковы), но положение каждого из нас по отношению к своим грехам воистину уникально. И его нельзя прочувствовать объективно, в сравнении с другими людьми, на фоне многих из которых мы можем выглядеть вполне неплохо. Его можно прочувствовать только в личной встрече с Христом. И только тогда, когда осознаешь свое призвание и его высоту, в сравнении с которой не поднялся еще ни на миллиметр.

Нам, христианам, много дано, но как мы используем то, что вверено нам? Негодный раб из притчи о талантах, по крайней мере, если и не умножил то, что вверил ему господин его, и не получил от него одобрения, то хоть сохранил вверенное. А я сам, боюсь, что не сохраняю и того, что мне было поручено. Если иногда и умножаю, то быстро растрачиваю…


Так что если и уместна тут ирония, то скорее не на счет бабулек, которые могут так говорить, - "во всем грешна" - а по поводу той формализованной культуры покаяния, которая не знаю уж с каких пор воцарилась в нашей церковно-приходской среде. Эта культура фактически подразумевает презумпцию изначальной и непрерывной виновности человека перед Богом. И вот здесь, как сейчас любят выражаться, "дьявол кроется в деталях". Кто ж из здравомыслящих людей будет спорить с тем, что человек несовершенен и часто склонен к грехам? Если учесть, что греческое "амартия", переводимое как "грех", фактически значит "промах", или ту же ошибку, то кто тогда не ошибается? Но, во-первых, следует различать понятие греха и вины за него, а во-вторых, на практике оказывается, что большая часть церковного народа почему-то оказывается сразу более виновной в этом отношении, чем меньшая, из духовенства. Так сказать, "по умолчанию". И получается, что духовенство исповедуется исключительно по своему усмотрению (обязательная исповедь священников практикуется два раза в год), а рядовые прихожане до сих пор во многих храмах призываются к исповеди каждый раз, прежде чем участвовать в Евхаристии. Отсюда и выходит такое условно-формализованное покаяние по типу "во всем грешна", с учетом, конечно же, разных богослужебных и святоотеческих текстов. Которые могут оказаться той же "убивающей буквой", если их воспринимать без всякого рассуждения и без веры в милость и любовь Бога.
Tags: богослужение, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments