Произошло это уже после того, как Иисус как Машиах торжественно вошел в Иерусалим, после чего фактически произнес суровый приговор и над Иерусалимом, что дом его оставляется пуст (символом чему была проклятая смоковница, с пышной зеленью снаружи и бесплодной по сути), и над Храмом, испровергнув столы менял и продавцов жертвенных животных. Показав тем самым, что этому Храму недолго уже остаётся быть, и лет через тридцать с небольшим от него уже не останется камня на камне. И никакие жертвы и прочие пышные церемонии никому уже не понадобятся.
Эта неприметная набожная женщина, конечно, не могла быть в курсе такого Божьего приговора. К ней просто полностью относились слова 25-го псалма: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Пока Храм стоит, можно верить, что и слава Господня в нем пребывает, даже если Бог совсем не в рукотворенных храмах живёт. Это - напоминание о Боге, Его славе, Его присутствии. Но видимый и рукотворённый храм как отражение невидимой славы Бога нуждается в поддержании его людьми, в регулярном уходе за ним. В том храме скапливались несметные богатства за счет ежедневных жертвоприношений и просто посещений его территории. Что могли прибавить к этому две лепты вдовицы? В сравнении с общим его благосостоянием это даже не статистическая погрешность, это просто бесконечно малая величина. Но женщина в эту её жертву вложила себя саму, своё сердце... Что могла, то и отдала, оторвав от себя последнее! и, по замечанию Иисуса, внесла больше, чем все остальные. "Сыне, дай Мне сердце твое" - вот что просит Господь. Она и дала!
Божественный взгляд на вещи: важно не столько что мы делаем, а как. С какими намерениями, что двигает каждым. Люди чаще всего смотрят на содержание и на результат действий. В данном случае не было ни того, ни другого, с точки зрения обыкновенного здравого смысла. Были бы принесены эти две лепты, не было бы их - ничего бы ровным счетом не изменилось! Тем более, понимая, что Богу это вовсе не нужно, можно вообще было с кем-то поделиться этим пожертвованием из тех же малоимущих, какой была эта вдовица, и практической пользы побольше было бы, не абстрактно "на храм", а конкретно нуждающемуся человеку. Но любовь можно ли измерить этой практической пользой?.. В этой вдовице явно был избыток этакой детской непосредственности. Из тех самых черт детей, что помогают войти в Царство Бога. Что имеет ребёнок из своего? Да ничего не имеет, поскольку никак себя не обеспечивает и ничем не зарабатывает. Но своими неумелыми ручками он может что-то нарисовать, что-то соорудить, вылепить, а потом принести и подарить это любимой маме. Если мать останется к этому равнодушна или отвергнет - не будет ли это жестоким, не причинит ли ему серьезную травму?.. Таких случаи, впрочем, не типичны, но во многих других не склонны ли многие оценивать явления или поступки людей с точки зрения видимых результатов и практической пользы? Но не зря сказано: "человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце" (1 Царств 16: 7).
Это поневоле затрагивает и смежный с этим вопрос о подарках, которые мы можем получать от кого-то. Бывает, мы получаем что-то от других без всякой для нас практической пользы, а потом иной раз просто некуда это девать. Но если догадываемся, что это сделано нам просто как знак доброй памяти, любви и внимания, как хорошо это ценить и быть благодарными... Ну а с собственной стороны, понятное дело, если мы кого-то любим и хотим ему/ей сделать по-настоящему приятное, приходится учитывать вкусы и предпочтения наших ближних. Но это уже отдельная и также по-своему неисчерпаемая тема.
P.S.: И уже по свежим следам одного печального события процитирую слова только что ушедшего из жизни моего доброго знакомого:
А еще знаете, что я тут понял?… Что Господь принимает любую нашу жертву. Для Него очень, очень драгоценно каждое движение нашего сердца к Нему, каждый акт любви и отдачи, каждый поступок, мысль или слово, в котором проявилась любовь. Для Него это подарок… И не важно, много мы подарим или мало и насколько красивая будет упаковка. Пусть кажется, что просто улыбнуться человеку – это малость, а на самом деле в этом ВСЕ. И Господь не спрашивает с нас – отдавать столько же, сколько отдают святые или те, на чей пример мы опираемся и кому хотели бы (но не можем) подражать. Он смотрит на потенциал каждой души, на ее возможности и силы»
Светлая память тебе, Георгий!