pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О двух лептах вдовицы (Марка 12: 41-44)

Сегодняшнее календарное чтение от Марка напоминает этот трогательный эпизод. Вот воистину божественный взгляд на вещи! В суть, в корень. Иерусалимский храм, отреставрированный и украшенный Иродом Великим за несколько десятилетий до описанного события, блистал в это время своим великолепием и богатством, весь в мраморе, а что-то было и в серебре, и в золоте. Сокровищница для сбора пожертвований стояла, очевидно, в одном из притворов, куда могли доходить женщины. Многие клали туда приличные суммы, она же положила всего две мелких монетки. Иисус отметил, что она "от скудости положила всё, что имела, всё пропитание своё". Что можно было купить на эти две лепты или один кодрант? Наверняка совсем не много. Значит, пропитание было всего лишь на один день, и то весьма простое и скудное. И этим дневным пропитанием женщина пожертвовала, лишив себя пищи на остаток дня. Видев, что другие могут положить гораздо большие суммы, тем не менее, её это не смутило и не остановило.
Произошло это уже после того, как Иисус как Машиах торжественно вошел в Иерусалим, после чего фактически произнес суровый приговор и над Иерусалимом, что дом его оставляется пуст (символом чему была проклятая смоковница, с пышной зеленью снаружи и бесплодной по сути), и над Храмом, испровергнув столы менял и продавцов жертвенных животных. Показав тем самым, что этому Храму недолго уже остаётся быть, и лет через тридцать с небольшим от него уже не останется камня на камне. И никакие жертвы и прочие пышные церемонии никому уже не понадобятся.

Эта неприметная набожная женщина, конечно, не могла быть в курсе такого Божьего приговора. К ней просто полностью относились слова 25-го псалма: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Пока Храм стоит, можно верить, что и слава Господня в нем пребывает, даже если Бог совсем не в рукотворенных храмах живёт. Это - напоминание о Боге, Его славе, Его присутствии. Но видимый и рукотворённый храм как отражение невидимой славы Бога нуждается в поддержании его людьми, в регулярном уходе за ним. В том храме скапливались несметные богатства за счет ежедневных жертвоприношений и просто посещений его территории. Что могли прибавить к этому две лепты вдовицы? В сравнении с общим его благосостоянием это даже не статистическая погрешность, это просто бесконечно малая величина. Но женщина в эту её жертву вложила себя саму, своё сердце... Что могла, то и отдала, оторвав от себя последнее! и, по замечанию Иисуса, внесла больше, чем все остальные. "Сыне, дай Мне сердце твое" - вот что просит Господь. Она и дала!

Божественный взгляд на вещи: важно не столько что мы делаем, а как. С какими намерениями, что двигает каждым. Люди чаще всего смотрят на содержание и на результат действий. В данном случае не было ни того, ни другого, с точки зрения обыкновенного здравого смысла. Были бы принесены эти две лепты, не было бы их - ничего бы ровным счетом не изменилось! Тем более, понимая, что Богу это вовсе не нужно, можно вообще было с кем-то поделиться этим пожертвованием из тех же малоимущих, какой была эта вдовица, и практической пользы побольше было бы, не абстрактно "на храм", а конкретно нуждающемуся человеку. Но любовь можно ли измерить этой практической пользой?.. В этой вдовице явно был избыток этакой детской непосредственности. Из тех самых черт детей, что помогают войти в Царство Бога. Что имеет ребёнок из своего? Да ничего не имеет, поскольку никак себя не обеспечивает и ничем не зарабатывает. Но своими неумелыми ручками он может что-то нарисовать, что-то соорудить, вылепить, а потом принести и подарить это любимой маме. Если мать останется к этому равнодушна или отвергнет - не будет ли это жестоким, не причинит ли ему серьезную травму?.. Таких случаи, впрочем, не типичны, но во многих других не склонны ли многие оценивать явления или поступки людей с точки зрения видимых результатов и практической пользы? Но не зря сказано: "человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце" (1 Царств 16: 7).

Это поневоле затрагивает и смежный с этим вопрос о подарках, которые мы можем получать от кого-то. Бывает, мы получаем что-то от других без всякой для нас практической пользы, а потом иной раз просто некуда это девать. Но если догадываемся, что это сделано нам просто как знак доброй памяти, любви и внимания, как хорошо это ценить и быть благодарными... Ну а с собственной стороны, понятное дело, если мы кого-то любим и хотим ему/ей сделать по-настоящему приятное, приходится учитывать вкусы и предпочтения наших ближних. Но это уже отдельная и также по-своему неисчерпаемая тема.

P.S.: И уже по свежим следам одного печального события процитирую слова только что ушедшего из жизни моего доброго знакомого:

А еще знаете, что я тут понял?… Что Господь принимает любую нашу жертву. Для Него очень, очень драгоценно каждое движение нашего сердца к Нему, каждый акт любви и отдачи, каждый поступок, мысль или слово, в котором проявилась любовь. Для Него это подарок… И не важно, много мы подарим или мало и насколько красивая будет упаковка. Пусть кажется, что просто улыбнуться человеку – это малость, а на самом деле в этом ВСЕ. И Господь не спрашивает с нас – отдавать столько же, сколько отдают святые или те, на чей пример мы опираемся и кому хотели бы (но не можем) подражать. Он смотрит на потенциал каждой души, на ее возможности и силы»
Светлая память тебе, Георгий!
Tags: in memoriam, библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments