pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

По шаткой лестничке веры

""...Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать".
Непопулярные, не годящиеся для лозунгов слова Иисуса. Какая-то в них таится неудобная непоследовательность. То Он нас братьями называет, то друзьями и учениками, то в лоб заявляет, что мы слуги или, ещё того хуже, наёмники. Попробуй разберись, когда кем себя чувствовать рядом с Ним. Всем понемногу, по ситуации? Может, тогда и Господь наш всяк - то по башке даст, то по головке погладит, то агнец смиренный, то лев рыкающий?
Если нам велено называться ненадежными слугами - значит, и в Царствии Божьем есть заповеди и команды, каждодневный труд и слепое послушание хозяину. Кто подпишется под таким статусом Церкви? Потому иерархи и парят орлами. Мало ли кто чего наплёл ради красного словца или ради общего дела. Евангелие гораздо чаще позволяет нам выпятить грудь, чем пригибает к земле или купает в пыли. Отними у нас сладкое чувство, что ты для Иисуса особенный, незаменимый, достойный его дружеского подмигивания и похлопывания по плечу, и кто уж тут станет рваться под его крылышко? Расти Церкви помогают обещания наград, воздаяний, "продвижения по службе", а не призыв стать ненадёжным слугой.

На что мог надеяться Иисус, бросив такую фразу? Наверняка не на бодрые аплодисменты. Апостолам до самого конца будут мерещиться почетные места в Царствии Божьем. Пётр, прозванный Скалой, ни за какие коврижки не откажется от своих эполетов. Даже известия об ожидающем учителя кресте не заставят их признать свою малость и незначительность. Но Иисус не станет паниковать, не станет бить тревогу - прозревая час их обращения? положась на то, что Святой Дух всё им напомнит и всему научит, когда придёт время?...

Кому-то всё время приходится кричать, что Господь оставил свой народ служить, а не править. Но бремя греха возомнивших о себе ляжет на наши плечи. Христос тащит его вместе с нами, как и любой другой наш грех. Те, кто до конца жизни не примет умаления и немощи его учеников, всё равно будут сброшены со своих тронов. Чаще всего сдаются. "Когда исполните всё, что было велено вам", - это ведь слова о закате. Об окончательной самооценке в преддверии взгляда, пронзающего насквозь. Там наша очевидная нагота и нерушимая правда о ничего не стоящих врагах.
Церковь, распределяющая привилегии и награды, только на коротком историческом отрезке может казаться процветающей, неколебимой, праведной. Господь найдёт способы вернуть её к её истинному призванию. Даже ценой мнимых поражений и утрат. Глядя на обратившиеся в руины некогда величественные храмы или монастыри, нельзя избежать подозрения, что всё произошло с Его ведома и даже с Его благословения, что в другом месте всё началось бы с мысли об ограбившем себя Божьем слуге Иисусе и подобных Ему последователях.

Но Евангелие не устаёт твердить, что Царство Божье - это поле терпения. Такое вот воззвание и испытание, а не соревнование, кто кому подпишет приговор посуровее от имени небесного Судии. Прежде всего потому, что того требует сама природа веры. Никакое шелковичное дерево по нашему велению не вырвется и не пересадится в море. Списать этот пример на счет красноречия? Рядом с ним должен идти образный совет, как взрастить сей могущественный росток веры. Иисус по этому поводу молчал. Апостиолы, оставшись одни, чего доброго, пытались поиграть с деревьями и горами. Ничего не двигалось и не переносилось. Тут бы плюнуть со зла, вырвать крест и закинуть его куда подальше. Но и на это веры не хватило. Крест остался. Осталось и всё остальное, свидетельствуя о том, что, похоже, наша вера слаба.
И что же дальше? Дальше - кто как хочет, кто как может. Если верить подсказке Евангелия, побеждают ненадежные слуги, не осмелившиеся попросить себе чего-нибудь ещё. ОДнажды они услышат, что были друзьями и братьями Тому, Кто всё отдал ради них.
Ах ты, Господи, и тут мерещится надежда на награду! Ведь победить на земле и на небе суждено Ему одному. Одному Ему ведомая польза останется слугам Его. Такая, какой пожелает Он"".

Из богословия сквериков и деревушек. Станисловас Добровольскис, Юлюс Саснаускас. СПб, 2013
Tags: книжная полка, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments