pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

«Матильда»: надо просто «сменить оптику»

Я до сих пор еще не успел посмотреть этот нашумевший фильм, но мнения дорогой и лично знаемой мной сестры во Христе Валерииluisadauling всегда интересны и по-своему оригинальны.


""Я давно и постоянно читаю «Ахиллу». И долго считала, что этот ресурс предназначен для «расцерковившихся» официально или внутренне людей, уставших от мертвой религии.

Потом – что это некая психотерапевтическая площадка для тех, кто уже не может держать в себе боль и разочарования, встречающиеся в жизни каждого, но в специфике Церкви, особенно тех, кто в клире. Потом… потом думала, что это про Бога и Пути к нему. Потом главред «Ахиллы» в комментах написал, что это все не «это», а нечто другое. Что – я так и не поняла, но поняла, что хочу написать сюда свои мысли по поводу знаменитого на всю страну фильма «Матильда».

***
Я «ни разу» не собиралась на нее идти, потому что, начитавшись разнообразных рецензий, сделала вывод, что мне это ну ни капельки не интересно. Мои представления были – скучная, сентиментальная, грубая, искажающая реальную историю мелодрама, пошлая и неинтересная. Ну и тратить свое время на эту ерунду не хотелось даже из любопытства.

Но я затащила одного своего друга на блокбастер «Валериан и 1000 планет», и он честно отсидел со мной больше двух часов за компанию. И в благодарность за его терпение я пообещала сходить с ним на «Матильду».

Мое мнение было уже сформировано, и я приготовилась смиренно протерпеть это время, совершая «жертву дружбы».

И сначала все шло почти, как я и ожидала, разве не сильно скучно, потому что действие было насыщенным, и картинки менялись очень быстро. А были эти картинки весьма красивыми!

А дальше — дальше произошло то, что в корне изменило мой взгляд на этот фильм. И я поняла, что очередной раз ошиблась – составленное заранее мнение на основе вроде достаточно «компетентных» источников оказалось ложным.

Сцена, где будущая Императрица всея Руси, немецкая принцесса, утонченная, воспитанная и глубокая Алекс, с криком бежит по лестнице за немецким спиритуалистом-магом, доктором Фишером, выбегает на пустую площадь Зимнего Дворца и усаживается на мотоцикл, за этим самым джентльменом. Его слуга тщательно собирает ей юбки, чтобы не попали в колесо, и будущая российская Императрица вместе с магом уносятся в раскрывающиеся ворота Зимнего дворца вдаль…

И тут я прозрела – это не трагедия, не мелодрама, это – комедия! И я начала смеяться, и мне стало легко и совсем не скучно.

Я очень благодарна моему дорогому и близкому другу, который познакомил меня с потрясающим Дмитрием Воденниковым (поэтом, эссеистом, автором и ведущим «Поэтического минимума»), которому я, в свою очередь, бесконечно благодарна за то, что он открыл мне некоторые тайны творчества. Оказывается, каждая эпоха имеет свою, как он это назвал, «оптику», и по этой «оптике» можно понять, к какому времени относится то или иное произведение.

Так вот «Матильду» надо смотреть не с привычной «оптикой», ее надо поменять. И я «сменила оптику».

Теперь я не могу отнести этот фильм ни к одному известному лично мне жанру – это не комедия, не трагедия, не мелодрама, и уж точно не исторический фильм.

Это фильм вообще не про Николая и Кшесинскую. Это даже не про Россию.

Этот фильм – отражение ментальности нашего времени и нашего народа. Основной массы нашего народа. Такой Первый канал Киселева, перенесенный в формат художественного фильма, но только перевернутый, это некая иллюзия, отражающая то, что хотят видеть люди.

Тут собрано все: мыльная опера — полуголливудская, полуиндийская, но не то, и не другое, детектив, элементы мистики, гротеска, драмы, комедии, символики.

Здесь выведены привычные людям отношения — ожидаемые, узнаваемые.

Это и отношения в семье — контролирующая мать и маменькин сынок, не ставший мужчиной (это отметил автор предыдущей рецензии), это мать и будущая невестка, и девушка сына. Это поведение романтического влюбленного, бегущего к своей возлюбленной, забывающего про свое положение императора. Это сама девушка, которая олицетворяет этакую Джульетту в противовес семейным традициям и долгу.

Это подвиг Батюшки Царя, который на своих могучих плечах поднимает целый поезд, спасая людей.

Это добрая Власть, которая хочет раздать подарки народу.

Это народ, идущий на коронацию с детьми, как на главное событие их жизни.

Это и безумец, влюбленный в образ балерины, готовый ее убить, и себя тоже. И безумный ученый, проводящий опыты по «дыханию под водой».

И две женщины, ревнующие друг к другу.

Все так близко и узнаваемо для воспитанной сериалами и новостями Первого канала Мариванны, когда «распятый мальчик» или «пьяный шестилетний мальчик» воспринимаются так же реалистично, как и этот фильм.

И еще один ракурс.

Это фильм – клип. Набор красивых сцен, соединенных, конечно, некой сюжетной линией, как в клипе. И каждая сцена – как в театре – сыграна хорошо. Она закончена, и если бы я была экзаменатором, то я бы каждой поставила 5. Как отдельной сцене. Как в КВН. Очень красивая постановка сцен! Декорации, сами актеры, все продумано. Театр сцен.

И еще этот фильм – современное «немое кино». Кино на заре кинематографа отличалось повышенной выразительностью. Все было немного утрировано. Чтобы передать смысл без слов. А краткое содержание сцены писали титрами.

В этом фильме тоже все немного утрировано. Каждая сцена. А титры – вложены в уста героев. Но это именно «титры» к картинкам. И это тоже удивительно и необычно для меня.

Есть такие специальные психологические «игры», когда людям раздают карты с картинками, и по ним человек «общается» со своим «бессознательным», наполняя то, что изображено на картинке, своим содержанием.

Так вот, этот фильм – такие картинки Таро. Каждый может увидеть в этом фильме – свое.

Историки – несоответствие с историей.

Желающие оскорбиться в своих верноподданнических чувствах – да сколько угодно поводов можно найти!

Любители символики – и для них много пищи. И намек на любовь к спиритическим сеансам, и пожар, и Кшесинская – как символ России и Свободы, в противовес немецкому Закону и долгу. И русский медведь, рвущий полотно экрана, на котором показывали кино – подарок немецкого кайзера.

Про мелодраму я уже упоминала.

И последняя сцена – Император, запускающий фейерверк над разрушенной Ходынкой. Сверху – вспышки салюта, красота, праздник, а внизу, в темноте — разломанные здания, и вереница людей с факелами, еле освещающими эту тьму, несущие тела задавленных этим праздником людей.

И самое главное, что после фильма у меня не осталось никакого эмоционального впечатления: пока смотрела – интересно, но вышла – и забыла. Так и наша жизнь – она с такой скоростью проносится, что некогда остановиться и поразмыслить. Фейерверки и смерть происходят одномоментно, и мы только наблюдатели, а не участники, и жизнь, как и кино, пролетает как за окном поезда…

И если бы не вера в христианского Бога, мне было бы очень страшно так жить.""

ВАЛЕРИЯ АБАКУМОВА

P.S.: Впрочем, есть и другая точка зрения на том же портале - "Какое время - такие и фильмы"
Tags: полемика, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments