pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Государство без справедливости - шайка разбойников. А церковь?...

Один из моих читателей напомнил мысль блаж. Августина, протицировав его "О гражде Божием":

"Итак, при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так как и сами разбойничьи шайки есть не что иное, как государства в миниатюре. И они также представляют собою общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает оседлые жилища, овладевает городами, подчиняет своей власти народы, тогда она открыто принимает название государства, которое уже вполне присваивает ей не подавленная жадность, а приобретенная безнаказанность. Прекрасно и верно ответил Александру Великому один пойманный пират Когда царь спросил его, какое право имеет он грабить на море, тот дерзко отвечал: «Такое же, какое и ты: но поскольку я делаю это на небольшом судне, меня называют разбойником; ты же располагаешь огромным флотом, и потому тебя величают императором»".
(кн. 4, гл. 4).
А чем тогда будет любая церковная организация, по аналогии?
Я думаю, точнее давно уже уверен, и писал об этом около 10 лет назад (потом это вошло в мой первый сборник "Торжество и нищета православия"), что именно в церковной среде будет действовать та самая "тайна беззакония", о которой идет речь во втором послании христианам Фессалоники, и она уже в действии (2: 7), "только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь".
ОБ этом "удерживающем" много было разных спекуляций, но, как считал А. П. Лопухин, составитель "Толковой Библии", «Ключ к точному пониманию мыслей Ап. П. у нас утрачен». Подавляющее большинство древних и более поздних комментаторов, включая святых отцов, считало, что "удерживающим" является римский император.
Здесь были определенные основания так думать. Римская власть некоторым образом сдерживала фанатизм тогдашних иудейских фундаменталистов, что сказалось и на личной судьбе апостола Павла (взять хотя бы эпизод с проконсулом Галлионом в Коринфе, да и в дальнейшем эта же власть спасет его жизнь от разъяренной фанатичной толпы в Иерусалиме и продлит её как минимум лет на семь-восемь – Деян., гл. 21. Отсюда и взгляд на власть ап. Павла в Рим. 13: 1-7). Прикровенный язык, которым изъясняется Павел в письме, связан, скорее всего, из соображений осторожности. Иоанн Златоуст: «Одни говорят, что это благодать Св. Духа, а другие - римское государство; с этими последними я больше согласен». Но достоин внимания комментарий блаж. Феодорита Кирского:

«Под «удерживающим» иные разумели Римское царство, а иные благодать Духа, то есть антихрист не придет, пока пребывает благодать Духа. Но невозможно прекратиться совершенно благодати Духа, ибо лишенным духовной помощи можно ли препобедить его ухищрения? Да и Римскому царству не будет преемствовать другое царство, потому что под четвертым зверем и божественный Даниил дал разуметь Римское царство, в нем же произник малый рог, творящий «рать со святыми» (Дан. 7:21), а это есть тот самый, о ком божественный Апостол изрек пред сим сказанное. И божественный Апостол, как думаю, говорит не о Римском царстве и не о благодати Духа; напротив того, признаю истинным утверждаемое другими. Благоугодно Богу, чтобы антихрист явился во время скончания. Посему Божие определение не позволяет явиться ему ныне. Но полагаю, что изречение сие заключает в себе и другой еще смысл. Поелику божественный Апостол знал сказанное Господом, что Евангелие должно быть проповедано всем народам, «и тогда… кончина» (Мф. 24:14), но видел также, что преобладает еще служение идолам, то, следуя Владычнему учению, сказал, что прежде сокрушится держава суеверия и повсюду воссияет спасительная проповедь, и тогда явится сопротивник истины».

Итак, фактически, по мысли Феодорита, проповедь Христа и Евангелия будет этим самым удерживающим началом. Или просто Божий промысл. В более широком плане, очевидно, напрашивается только эта мысль, если понимать под этим "то, что не допускает (буквально - то, что удерживает, ср. р. в греческом оригинале "то катехон") открыться ему в свое время" (2: 6). А в следующем стихе под "удерживающим" ("о катехон", м.р.) явно понимается некая личность. Возможно, император Клавдий, относительно мирно правивший в начале 50-х годов, когда писалось это послание, мог сойти за эту роль в глазах апостола Павла. Но уже никак не его преемник Нерон и последующие императоры, при которых развернулись гонения на христиан! Насколько изменилась в те годы тональность писаний по отношению к имперской власти, можно судить по Апокалипсису Иоанна.

Какая же личность в более глобальном масштабе, включая современность, может пониматься под этим "удерживающим" - вопрос, на мой взгляд, открытый (всякие русские страшилки о последних временах, начиная с С. Нилуса и кончая "Антихриста в Москве" или "России перед Вторым пришествием", столь памятные по 1990-м годам, можно лишь напомнить как факт из новейшей истории российской церковной жизни, но, естественно, не рассматривать всерьёз). Такими "удерживающими" могут быть все, живущие по Христу и Евангелию. Они и составляют истинную Церковь, которая далеко не всегда совпадает с церквями институциональными. А вот когда по всему миру институциональные церкви станут проповедовать не столько Христа, сколько себя самих (культуру, благочестие, всякие древние и относительно новые традиции, притом, что имя Христово будет звучать часто и забалтываться), приспосабливая Христа и Евангелие под свои нужды текущего момента, когда это станет всеобщим и всеподавляющим "трендом", как сейчас модно выражаться, вот тогда и воцарится антихрист. А пока риск появления отдельных "антихристов" (см. 1 Ин. 2: 18), разумеется, существует в отдельно взятых странах и церквях...
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments