pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Иконы: почитание или поклонение? и какое?..

Решил сделать эту запись в связи с текущим календарным воскресеньем - памятью свв. отцов седьмого вселенского собора.
Определение, принятое на 7-м соборе, дает формулу "почитательное поклонение" в отношении икон (τιμιτική προσκύνησις). Само слово "проскинисис" весьма многозначное и с множеством оттенков. Отцы собора предложили различать λατρέια (служение) от προσκύνησις (поклонение). Но эти два слова часто как раз могут дополнять одно другое и даже предполагать! Служение предполагает поклонение, например: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Втор. 6: 13 = Мф. 4: 10). Конечно, вряд ли можно сомневаться, что в сознании отцов собора служение Богу и поклонение иконам различалось. Но в сознании простого народа?..

А.В. Карташев в своей книге "Вселенские соборы" пишет о разных причинах иконоборчества, в том числе приводя в пример всяческие не только народные, но и внутрицерковные суеверия того времени:
"Не случайно, что в 754 г. почти весь византийский епископат соборно в числе 338 высказался против икон. Особого насилия в этом случае не было. Епископы могли думать, что эта мера возвысит духовность народного благочестия и избавит иерархию от борьбы с бытовыми крайностями. Позднее (около 825 г.) император Михаил Травль жаловался, что византийцы берут иконы в восприемники своих детей при крещении. Другие не берут в уста святого Тела прежде, чем не положат его на святые иконы. Священники соскабливают краски с икон и примешивают их к святой Крови. Иные предпочитают служить литургии по домам на святых иконах вместо церковных престолов".

Не говоря уже о том, что с исторической точки зрения массовое распространение икон было в восприятии многих чистым модернизмом, с которым всегда любили бороться православные. Ну не было почитания икон ни в апостольское время, ни первые четыре века христианской истории (позднейшие легенды насчет евангелиста Луки, кисти которого приписываются десятки разных богородичных икон, всерьез рассматривать не будем). А когда оно появлялось по местам, то авторитетные богословы и отцы высказывались против такой практики! Любящим ссылаться на так наз. "согласие отцов" стоит припомнить, что этим "согласием" можно манипулировать в какую угодно сторону: в зависимости от эпохи можно составить список отцов для подтверждения своей точки зрения, а можно и ровно наоборот...

После собора 787 г. рецепция иконопочитания шла также очень непросто! Достаточно вспомнить ближайший к нему по времени поместный Франкфуртский собор 794 г., где был осужден как иконоборческий собор 754 г., так и решения собора 787 г. были подвергнуты критике. Да, вследствие в том числе некоторого недоразумения, когда слово προσκύνησις переводили как adoratio, что подобает только лишь одному Богу! Ну и в самой Византии потребовалось еще 50 с лишнем лет, прежде чем рецепция решений 7-го собора состоялась как минимум на официальном верху.

Один только пример этого собора, как и того, что разворачивалось до него и после, показывает, насколько по-разному понималась истина внутри церкви, и как ожесточенно могли отстаивать своё понимание этой истины разные течения. Но примерно то же самое происходило и вокруг других общецерковных значимых соборов, называемых "вселенскими".

Конечно, можно согласиться с Карташевым в том, что у тех иконоборцев
"ханжеский поход против искусства отвергал в принципе и всякое знание, и всякое богословие, и всякую мысль и слово человеческое, как орудия выражения догматов. Это было не только лицемерное напускное варварство, но и просто дуализм, отвергающий святость всего материального. VII собор православно восстает против этой скрытой ереси монофизитства и дуализма и защищает вместе с искусством и «всякое знание и художество, как дарованные Богом ради славы Его». Просветительский либерализм иконоборцев таким образом оказывается мракобесием, а богословие VII собора – благословением науки и культуры, самым глубоким и непререкаемым".

В то же время остается некоторая проблема с термином "поклонение" в отношении икон. В практическом плане не дает ли оно и поныне к разным уклонениям от второй заповеди? И вместо того, чтобы действительно от образа возвышаться к первообразу, не "застревают" ли люди на определенном этапе, когда в их сознании Богородица "Всецарица" это не та же, что "Неупиваемая Чаша" или "Неопалимая Купина"?

И может быть, более правы были западные христиане конца первого тысячелетия, которые более спокойно относились к священным изображениям, с уважением и почитанием их, но без поклонения им, рассматривая их как своего рода "библию для неграмотных"?.. Однако, не всё выходит так просто.

В православии мы имеем, с одной стороны, "высокое богословие", в том числе об иконах, основанное на христологии. Леонид Успенский отмечал: "Если самый факт существования иконы основан на воплощении второго Лица Святой Троицы, то и наоборот — реальность воплощения подтверждается и доказывается иконой. Другими словами, икона является ручательством истинности, а не призрачности воплощения. Поэтому отрицание иконы в глазах Церкви было равносильно отрицанию самого Боговоплощения, отрицанию всего дела нашего спасения" ("Богословие иконы праславной церкви"). Современный иконовед и искусствовед Ирина Языкова также добавляет, что «Запад не выработал иммунитета против иконоборчества, а потому оказался беззащитным перед иконоборческими тенденциями протестантизма в Новое время. И вся средневековая история церковного искусства на Западе, в противоположность Востоку, воспринимаемая как движение от иконы к религиозной картине, есть ни что иное, как размывание и в конечном итоге — утрата исконного (богословско-символического) начала. В XX веке Запад мучительно возвращается к иконе».

С другой стороны, чисто практической, мы имеем много разных образов Богоматери, почитаемых в народной среде и к высокой христологии отношения не имеющих, но скорее - к "церковной аптеке". И получается, что России во многом тоже еще только предстоит путь к адекватному восприятию иконы! Отчасти толчок к этому сделала, как ни странно... революция, столетие которой мы сейчас будем проходить. Когда древние потемневшие и отяжеленные разной позолотой и "ризами" изображения начали реставрировать и обновлять под руководством И. Грабаря и др. (а это было не позволено делать многие века), то мир узнал и переоткрыл для себя и Святую Троицу Андрея Рублева, и Владимирскую Богоматерь... Судьбу этих икон можно ли уподобить судьбе самой исторической церкви, прежде всего русской? Когда под слоем и внешней позолоты, и драгоценных риз, и вековой пыли, и копоти вдруг начнет проступать истинный лик Христа?..
Tags: богослужение, история, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments