pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Храмовое богослужение и театральные постановки

Есть одно замечательное наблюдение Зои Масленниковой в книге об отце Александре Мене.
Цитирую отрывок по книге "Дух дышит, где хочет" (М., 1998, с. 222):

Искусительные мысли

""На исповеди я рассказала о. Александру о кощунственных мыслях, почему-то недавно пришедших в голову. Первая возникла в церкви. Я вдруг увидела разительное сходство храма с театром. В самом деле: алтарь — сцена, солея — авансцена, запрестольный образ — задник, иконостас — кулисы, ризница — костюмерная, клиросы — ложи, паникадила — люстры, хоры - балкон и т. д. Есть и актеры, и статисты, и зрители, и сценарий, и декорации, и занавес, и реквизит...

О. Александр сначала отвечал, что так и есть, театр произошел от мистерий и не весь же опошлился, он в силах нести важную духовную функцию. На это я возразила, что разница вот в чем: для меня церковь была местом прорыва в истинную реальность, по сравнению с которой мир и моя жизнь в нем менее реальны. Сходство с театром, если его принять, производит инверсию, а я этого не хочу, поэтому, как только пришла эта мысль, тут же стала придумывать такой храм, который не напоминал бы театра. Батюшка сказал, что на Западе к этому идет, во многих огромных соборах пышные алтари оставлены; где-нибудь в углу, в сторонке, помещают стол, молящиеся стоят вокруг него, и на нем совершается Евхаристия, в которой все участвуют. У нас же народ любит старые пышные формы, и вообще изменения невозможны.""

Вообще, ощущение от "постановочности" многих богослужений, особенно архиерейских, и притом приуроченных каким-то важным праздничным дням или дням памяти святых, без сомнения, может присутствовать у многих. У устойчивой части народа на это всегда был и остается спрос. Можно вспомнить примеры из литературы, как лет сто с небольшим назад люди ходили в разные московские или петербургские храмы только для того, чтобы послушать соло в каком-нибудь хоре, или мощный голос протодиакона (Розова или кого-то еще). У другой части, это наоборот, вызывает скепсис и стойкое неприятие, в том числе с преобладающим сейчас культом потребления разных религиозных услуг, в частности, в виде массовых поклонений разным мощам и другим реликвиям, что неизбежно требует той же "постановочности".
Некоторые известные святые, и древние, и более поздние по времени, отвергали театр в принципе (Иоанн Златоуст, Иоанн Кронштадтский), скорее всего именно по сходству с языческими мистериями и по некоторой преемственности с ними.
Наши современные храмовые богослужения в этом плане могут напоминать лишь театральные постановки весьма низкого качества, без всякого профессионализма. Сценарий их один и тот же, он привычен и жестко определен для постоянных служителей храма и их помощников, поэтому здесь многое отработано до автоматизма, здесь и вхождения в роль, и сосредоточенности особой не требуется. Для малоцерковных людей этот же сценарий таинствен и совершенно не понятен (ведь всё произносится на малопонятном архаичном языке, и понятны лишь отдельные самые простые возгласы). Есть некоторая небольшая свобода лишь сократить что-то в этом заданном сценарии, но не изменить, ни в коем случае. И это лишь поневоле закрепляет театральность в ее низшем, инверсионном смысле, в православном богослужении. В древности, помимо известных псалмов, люди молились своими словами, так, как их каждый раз вдохновлял Святой Дух. Естественно, что месту театральности тогда было меньше. Театральность с ролевой игрой и настоящая молитва в данном случае предстают антиподами и выступают в обратно пропорциональном соотношении: чем больше искренней молитвы у священников и прихожан, чем больше реального переживания празднуемого события, тем меньше театральности и постановочности богослужения, и наоборот. Чем больше прихожане с клиром и друг с другом разобщены и отчуждены друг от друга, тем эта постановочность также усиливается.

Сходства же с театром в лучших его проявлениях, по-моему, как раз бояться не стоит. Церковь - организм богочеловеческий, и ничто человеческое, в том числе душевное, в его нейтральном или положительном смысле не должно быть ей чуждо. Другое дело, что тут важно иметь чувство меры и вкуса, которое развивается в том числе смирением, о котором много говорят и пишут, но так мало реализуют на практике. В погоне за "чистой духовностью", за бесстрастием в святоотеческом смысле, за обожением на практике дело может принимать карикатурные формы, вырождаясь в сухой формализм, законничество и театральное лицемерие с теми же ролевыми играми.
Tags: книжная полка, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments