pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Семеро умерших братьев и их жена

Из сегодняшнего евангельского чтения (Мф. 22: 23-33).
Казалось бы, приступившие к Иисусу саддукеи ("цдуким" - дословно вроде как "праведные") приводят в пример ситуацию, высосанную из пальца и в реальности чисто гипотетическую, абстрактную, просто чтобы искусить и подловить Христа в чем-то. Однако, это не совсем так. Оказывается, в книге Товита описывается как раз эта самая ситуация, только с небольшим отличием в конце. Конечно, поскольку эта книга не вошла в иудейский священный канон, она не признавалась ими священной и тогда (тем более, если они за Писание считали только одно Пятикнижие, а последующих пророков не признавали, как и самаряне). Но скорее всего эта история могла быть им известна, и они ее решили напомнить.

А история такая: "В тот самый день случилось Сарре, дочери Рагуиловой, в Екбатанах Мидийских терпеть укоризны от служанок отца своего за то, что она была отдаваема семи мужьям, но Асмодей, злой дух, умерщвлял их прежде, нежели были они с ней, как с женою. Они говорили ей: разве тебе не совестно, что ты задушила мужей твоих? Уже семерых ты имела, но не назвалась именем ни одного из них. Что нас бить за них? Они умерли: иди и ты за ними, чтобы нам не видеть твоего сына или дочери вовек!" (Тов. 3: 7-9).

А дальше был послан архангел Рафаил, чтобы связать этого Асмодея ("ашмедай", искуситель) и дать в жену Товии, сыну Товита, Сарру Рагуилову, после чего они благополучно вступили в брак.

Образ Асмодея был заимствован И. Гете в "Фаусте":

И никому не видно, что людей
Морочит тайно демон Асмодей.
Как будто бредят все освобожденьем,
А вечный спор их, говоря точней, -
Порабощенья спор с порабощеньем.

В ответе Христа на вопрос саддукеев не приводится ни одного слова из пророков о будущем воскресении мертвых (Исайи, Иезекииля и др.) - ясно, что саддукеи это все легко бы отвергли, поскольку это для них не являлось ни доказательством, ни авторитетом. Он приводит слова того самого Пятикнижия, которое они признавали, где Бог называется "Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова". Итак, Бог - не Бог мертвых, но живых, и у Него все живы. То есть - все воскресли уже, если не для нас, не с нашей временной точки зрения, то с точки зрения вечности. А что там за конкретные детали этой жизни в Воскресении, об этом умалчивается, кроме того, что люди "пребывают, как Ангелы Божии на небесах". "Как ангелы" - не значит "в точности", но подобно им: вопрос о пище, питье, имуществе и родственной принадлежности станет в жизни будущего века не актуальным или не будет иметь того значения, какое он имеет сейчас.
Само же Воскресение остается предметом веры гораздо более, чем достоверным знанием. Если бы можно было понять и объяснить, что и как будет в Воскресении, то в вере не было бы нужды вообще. Поэтому - "верой ходим, а не видением" (2 Кор. 5: 7).
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments