pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

К вопросу о смирении, или: за что нас любить?

"Я бы хотел сказать о том, что сегодня, к сожалению, в молодежной среде мы наблюдаем рост негативного отношения к Церкви. Происходит это, конечно, не на ровном месте, происходит это под влиянием того сильного и враждебного по отношению к Церкви информационного потока, который распространяется через социальные сети. А для того чтобы возбудить негативные чувства, используется все то же, что использовалось в конце XIX — начале XX века, и тем более в революционные годы, — какие-то ошибки со стороны духовенства, оплошности, какие-то проявления недостойной жизни… В масштабах Церкви — это единичные случаи, но эти единичные случаи таким образом подсвечиваются, чтобы создать образ Церкви, погрязшей в богатстве, грехе, безразличной к повседневным трудностям людей."
По поводу "единичных случаев", озвученных патриархом, пожалуй, воспроизведу здесь свою же запись шестилетней давности, когда все вышеуказанные явления только набирали оборот.

Оригинал взят у pretre_philippe в К вопросу о смирении, или: за что нас любить?
В России нарастают антицерковные настроения. Недавно антиклерикальный сюжет показали по центральному телевидению, а это в нашей свободной стране означает, что наверху в курсе и не возражают. Церковь неуклюже защищается, - пишет Борис Фаликов в вышедшей на днях его критической статье.

Действительно, ключевое и самое точное слово здесь – «неуклюже».
Если в обвинениях звучит прямая ложь или искажение фактов – опровергать, безусловно, необходимо. Отец лжи – дьявол, и ложь необходимо разоблачать. Но таких случаев набирается не так уже много по сравнению с теми, когда РПЦ критикуют обоснованно. И вот здесь встает вопрос о смирении каждого члена Церкви, от мала до велика, от рядового прихожанина до члена Священного Синода. Классическая христианская аскеза в лице многих святых отцов учит, что если о тебе кто-то отозвался плохо, покритиковал, нанёс обиду, значит надо искать причину в себе. Это очень трудно, учитывая то, что мало какая критика является совсем уж беспристрастной и стопроцентно справедливой. Если же не можешь в данный момент исправить ситуацию и устранить причину для этой критики, то хотя бы стоит смиряться. Пример простого человеческого смирения явил, например, распятый рядом с Иисусом разбойник на кресте, признав: «Достойное по делам нашим принимаем»… «Постоянно обвинять и осуждать самого себя… действительно нет другого пути кроме сего» (Древний патерик 15, 29).

Но как только дело касается церковно-общественного плана, ситуация почему-то становится в точности противоположной! Типичный аргумент для самооправдания на корпоративном уровне: я грешник, но Церковь свята и непорочна. Ну так поставим простой вопрос: КЕМ Церковь свята? Христом и Духом Святым. Значит, святость каждого из нас определяется близостью ко Христу и Духу и предполагает соответствующие плоды. Сама же по себе совокупность грешников, начальствующих и подчиненных, в священном сане или без него, еще не может давать иного качества, нежели объединения по-своему немощных и падающих людей. Иисус говорил: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37). Если дела каждого из нас не вполне соответствуют истине, выраженной в Евангелии, а иногда даже являют свою полную противоположность, то мы приобщены к истине лишь отчасти, либо в нас вообще ее нет, когда дела наши в свете Божьего слова свидетельствуют против нас. Сторонние наблюдатели, пусть лишь отчасти знакомые с содержанием Нового Завета, это прекрасно чувствуют.

Вообще, за критику стоило бы быть скорее благодарным! Ведь многие критикующие просто-напросто спрашивают с нас то, какими мы должны были бы быть; в этом есть мудрый Божий промысел, в конце концов. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 26). Пусть эти вопрошания могут быть отчасти наивными, отчасти по неведению, но отмахиваться от них – значит лишь больше умножать сомнения и недоумения вокруг. В такой пренебрежительной позиции нет ничего проще, конечно… Но какой мерой мерим, такой же нам и отмеривается! Как можем мы ожидать любви и уважения со стороны, если сами их не предлагаем или подходим к окружающим весьма избирательно, то есть любим только любящих нас? Как можем говорить другим о смирении, если не показываем личный пример, ну если не на уровне «больший среди вас да будет всем слугой», то хотя бы простого признания своих промахов и просчетов? В таком случае, наше господствующее состояние духа ничем не отличается от нецерковного или просто языческого. А Церковь как организация в отсутствие братских взаимоотношений внутри нее неизбежно выглядит при таких условиях как обыкновенное человеческое учреждение со своими весьма земными интересами, типа министерства или «комбината религиозных услуг», как часто с иронией ее называют. Но как можно любить министерство или комбинат?.. В лучшем случае к нему можно отнестись потребительски, что среди многих наших сограждан как раз легко наблюдается!

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 11). О, если бы за Христа! – но не получается ли, что чаще всего за собственные глупости?

Tags: архив дискуссий, жизнь церковная, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments