pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О врагах личных и "врагах Божьих"

Обычно многие православные любят приводить следующий аргумент: я могу и призван прощать своих личных врагов, но не могу прощать врагов Божьих. При этом ссылаются на авторитет некоторых святых, митр. Филарета, к примеру. Вообще-то критерий истины здесь - практика и вытекающие из нее как правило горькие плоды. Об одном из таких практических плодов вспоминает митр. Антоний Сурожский в свою бытность молодым священником в Англии:

""Непонятно было еще и то, что церковь в русской эмиграции тогда разделилась на две части: малая, очень малая часть была под Московской Патриархией, громадное большинство принадлежало к Зарубежной Церкви, и настроение у Зарубежной Церкви было боевое, неприязненное. Настоятель зарубежного прихода (архимандрит Виталий (Устинов), будущий первоиерарх РПЦЗ - свящ. Ф.), с которым мы делили один храм около станции Виктории, освящал храм после каждого раза, когда я там служил, — он считал, что храм осквернен нашим присутствием. Помню, как много лет спустя один из обращенцев, которого я, после подготовки к принятию в Православие, принял, ушел от нас и мне написал письмо, что ему пришлось долго очищаться от того осквернения, которое я нанес ему Причащением Святых Даров в Патриаршей Церкви. Настроение было очень тяжелое.
В какой-то момент я решил пробиться к отцу Виталию и к нему пошел. Я не знал, как он меня примет, но когда он вошел в комнату, где я его ожидал, я к нему обратился со словами: «Христос посреди нас!». И он ответил: «И есть и будет!». И с этого началось возрождение наших отношений. Я у него бывал потом каждый месяц, и мы всегда говорили о том, что сущностно, но его подход был непримиримый. Я как-то его спросил: «Отец Виталий, как вы можете так относиться к Церкви в России, которая не только под гнетом, но под гонением? С такой ненавистью вы говорите о ней! Разве нам не велено любить врагов наших? Если даже вы считаете Церковь, которая в России несет крест мученичества, врагом вашим, неужели вы можете не любить ее членов?». И он мне ответил очень страшную вещь, он сказал: «Я готов любить моих врагов, но врагов Божиих я буду ненавидеть всегда!». При таком настроении наши два прихода жили совершенно врозь. Встречались люди только в личном порядке и то с осторожностью"".

Вот обычно подобными ситуациями всё и кончается при таком подходе, совершенно не евангельском и не христианском. Да, могут быть личные враги, могут быть враги страны, в которой ты живешь и т.д. Причем в этих оценках можно легко заблудиться и ошибиться, кто твой личный враг, кто враг отечества, ибо по каким критериям мы судим? Тот, кто говорит нам приятные вещи, всегда ли нам друг? Или наоборот, кто критикует, и подчас жестко, всегда ли враг? Известно, с каким усердием в не столь давнюю пору выискивали в СССР "врагов народа" и к чему это приводило. И уж тем более, кто будет судить о том, кроме Бога, чьи враги Божьи? Кто судьи-то?.. Тем более, что насчет Бога все может быть ровно наоборот по отношению к тому, как многие верующие в Него сейчас думают. Фарисеи в Израиле 2000 лет назад считали себя хранителями традиций и чистого благочестия, ортодоксии того времени, и многие из них, однако, стали прямыми врагами Христа. Который прямо говорил им страшные по сути слова: "Ваш отец - диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Ин. 8: 44). Как еще писал Н. Бердяев, "безбожники могут быть лучше тех, которые говорят: "Господи, Господи".

Да и сама эта идея насчет "врагов отечества" или "врагов народа" не коренится ли в определенном "православном", так сказать, образе мысли насчет тех же врагов Божьих, происходящем из глубины веков?...
Tags: жизнь, история, люди, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments