pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Самые счастливые моменты в жизни и служении...

Это когда встречаешься и знакомишься с человеком, который, допустим, находится на перепутье, в непростой жизненной ситуации. Первая такая случайная встреча, допустим, ни о чем не говорит и ни к чему не обязывает - можно встретиться и разойтись, никогда больше не увидевшись. Потом через небольшой промежуток времени встречаешь этого человека снова и понимаешь, что это отнюдь не случайно. Начинаешь чувствовать взаимное родство душ, чувствуешь, как Бог его благословляет или даже по-особому "помазывает", пытаешься участвовать в судьбе его, переписываешься с ним, продолжая общение. Потом он приходит на исповедь, и в момент исповеди, в такие минуты воистину ощущаешь ту радость, которая бывает, по словам Христа, на небесах об одном грешнике кающемся. А сам чувствуешь, с одной стороны, необыкновенную ответственность за каждое собственное слово, а с другой, необыкновенную же радость от того, что становишься таким вот маленьким инструментом великой Божьей любви, действующей через тебя. Такая исповедь случается либо после очень долго перерыва (допустим, с юности, десятки лет), либо просто в первый раз. А еще после этого просто обретаешь нового друга, каких, в общем-то, в жизни совсем немного имел!

И такой человек, как раз исповедовавшись "во дни печальные Великого поста", к его концу и в пасхальные дни просто сияет внутренним светом, или тем божественным отсветом, который запечатлелся на нем. Пасхальным светом, конечно же.

После таких исповедей и встреч еще острее чувствуешь и то, как сама форма таинств и обрядов в нашей церковной среде может и возрождать, и убивать... Убивать из-за формализма, из-за законнического подхода, каких-то необоснованных ограничений и запретов, связанных, в частности, с далеко не всегда оправданной привязкой исповеди к причащению, до сих пор весьма популярному в русской традиции. Одно дело, когда у человека естественно вызревает потребность в покаянии, и совсем другое, когда люди, желающие причащаться регулярно, это покаяние из себя "вымучивают", его изображая, или пытаясь отцеживать мелких комариков, или даже невротизируясь из-за знания того, что в этой жизни никогда не будешь совершенным. Есть также немалый спрос у части людей на исповеди как своего рода психотерапевтические сеансы. Не спорю, для некоторых такая форма бывает тоже подспорьем и на каких-то этапах неизбежна. Но по сути к воссоединению с Христом, новому рождению в Церкви или "второму крещению" она имеет весьма отдаленное отношение.

В общем, не каждая приходская исповедь в реальности является таинством по сути - это зависит от каждого конкретного человека, его судьбы и состояния души. И от подхода каждого конкретного священника к этому. При совершении крещения, кстати, ситуация аналогичная (сколько приходилось крестить людей, которые потом никак не рождались во Христе). Но в некоторых случаях в самом деле ощущаешь необыкновенную силу от этого таинства. Конечно, впоследствии с такими людьми, заново родившимися, могут случаться разные искушения, падения, охлаждения, - это все бывает со всеми в той или иной степени. Но все равно, в этих моментах очевидно, что какой-то важный сдвиг в жизни человека так или иначе произошел.

Христос воистину воскресе!
Tags: личное, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments