pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Про христоцентричность и антропоцентричность.

Встречаю тут на сетевых просторах следующее высказываение:
"Все православное теоцентрично, своим центром имеет Богочеловека Христа. Все неправославное - протестантизм, папизм, масонство, хилиазм, атеизм, всё, что вне Православия, - общий знаменатель имеют один: центр - это человек. А у нас центр - это Богочеловек Христос. Поэтому легко стать еретиком, хилиастом, масоном и кем бы то ни было, но православным христианином стать трудно. Чтобы стать православным христианином, нужно согласиться с тем, что центр мира - это не ты, а Христос."
Архим. Георгий (Капсанис). Покойный игумен мон. Григориат на Афоне (+2014)
Ну, многим современным греческим богословам свойственно поругивать Запад, папизм и протестантизм, это давно заметно.
И основания тому когда-то были, в свое время, допустим. Но сейчас? Ведь многое изменилось, много воды утекло! А ведь на самом деле...

А ведь на самом деле с тем же успехом можно предположить, что у многих православных охранителей их центр - всего лишь навсего они сами, себя любимые, и их собственные рассуждения о Христе и о Церкви! Их собственные богословские познания. Их текущее влияние на церковную жизнь и на богословскую мысль. И как они сумеют на практике подтвердить, что в их центре стоит Христос? Просто интересно... Иисус, например, говорил: "Я алкал, и вы дали Мне есть; Я жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня" и т.д. Но разве это не делала всю свою жизнь св. Тереза Калькуттская? Или мученик Шарль Фуко? И разве в центре их жизни не был Христос после этого?.. Ведь слова могут быть многие, какие угодно, а Иисус призывал судить по плодам.

Но если даже и просто судить по словам, то среди многих, связывающих себя с православием, сейчас можно услышать много чего - о Святой Руси, о великой державе, о русской цивилизации, о царственных мучениках, о разных святых и их подвигах, о старцах, о всяких грехах и как с ними бороться, о болезнях и нуждах и кому в каких случаях молиться ... но как раз меньше всего о Христе! Зато среди протестантов преимущественно речь идет о Писании, о Боге и о Христе. Тогда, следуя логике покойного архимандрита, многие протестанты по сути гораздо более православны, чем те, кто себя таковыми считает?

А Христос, по этой же логике, был православным, говоря: "Суббота для человека, а не человек для Субботы"? С точки зрения современных Ему книжников, как раз нет, Он был еретик. Он нарушал этот самый принцип теоцентричности! Поскольку человека и его нужды ставил на первое место, а правило субботнего покоя на второе. Исцеляя кого-то из больных, Он нарушал правило , по которому заниматься исцелением допускалось только в случае, если больному грозила немедленная смерть. В описываемых же случаях (сухорукого, скорченной женщины, расслабленного, слепого) эта смерть не грозила - можно было подождать несколько часов до захода солнца и приступить к исцелению! Что бы сказал на это уважаемый архимандрит с Афона, если бы жил в то самое время?..

В общем, поди еще разберись, что такое православие и как его понимать! :) На эту тему приходилось уже писать много, но вот очередной повод нашелся.

А быть настоящим христианином, учеником Христа, - действительно трудно, даже своими силами невозможно просто, кто бы спорил!
Tags: жизнь церковная, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments