pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Кто не против вас, тот за вас"

Из завтрашнего календарного евангельского чтения (Лк. 9: 44-50).
Сколько бы ни оправдывали разные христиане свою обособленность или даже враждебность к тем, кто молится Христу, совершает чудеса во имя Христа, но "не ходит с ними", слова Иисуса остаются такими, какие они есть. Ибо, если Иисус призывал к любви к прямым нашим врагам, то уж тем более эта любовь уместна к потенциальным или реальным союзникам!
Даже современные православные по-фундаменталистски настроенные проповедники это понимают. Хотя при этом неуклюже оправдываются. Вот пример одной из таких проповедей:

«Учитель! – восклицает исполненный ревности «сын громов» Иоанн, – мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами». Но Дух Христов дышит, где хочет, и мы не имеем власти ограничивать действие благодати Божией. Тем не менее, нам трудно понять, почему этот человек не присоединился к ученикам Господа. Мы можем только предположить, что у него не хватило решимости все оставить, чтобы следовать с ними. Его отделенность от них выглядела соблазном, и потому ученики запретили ему обращаться к имени Христову, пока он не присоединится к ним. Так склонны мы делать вывод, что вовсе не следует за Христом тот, кто не следует за Ним с нами. И что совсем не делает ничего хорошего тот, кто делает хорошее не так, как делаем мы. Но Господь знает Своих, даже если они еще «не двора сего» (Ин. 10, 16) и еще не наставлены в истине как должно. Господь сказал: «Не запрещайте ему». То, что добро, и то, что делает добро, не должно быть запрещено, хотя в этом делании могут быть изъяны и ошибки.

Господь дает два объяснения, почему не следует запрещать. «Во-первых, – говорит Он, – никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня» – подобно тому, как это делали книжники и фарисеи. Во-вторых, те, кто на самом деле ведет войну против сатаны под знаменем Христовым, должны воспринимать друг друга, по крайней мере, как союзников. «Ибо кто не против вас, тот за вас». А о нашем великом противостоянии врагу рода человеческого Господь сказал: «Кто не со Мной, тот против Меня» (Мф. 12, 30). Кто не хочет быть со Христом, тот – с сатаной. Но тех, кто хочет быть со Христом, следуя за Ним, хотя и не с нами, хотя и не имея полноты и чистоты веры, тот за нас. На эти слова Христовы ссылаются апологеты современного экуменизма. Но одно дело – постепенное восхождение ко Христу с постепенным преодолением своего неведения, и другое – упорное настаивание на заблуждениях, в которых присутствие отца лжи.

Речь не идет о такой современной «толерантности», которая означает равнодушное принятие каких угодно путей к Богу. И утверждение, что все духовности обладают только частичной истиной. Речь идет о благоговейном отношении к долготерпеливому и многомилостивому Промыслу Божию, раскрывающему все возможности познания истины для человека.


По крайней мере, Христос обещает награду всем, кто делает какое-либо добро Его ученикам. «И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». Честь и слава наша – в том, что мы Христовы, что мы принадлежим к Его воинству, к Его родству, что мы – члены Его Тела. Всякое подлинное добро должно совершаться ради Христа и ради тех, кто Христов. Только благодаря такому служению освящается всякое добро. И потому на нас, христианах, лежит ответственность за то, чтобы не разочаровались и не пришли в уныние ищущие Царства Христова, даже если они еще не во всем разделяют полноту нашего исповедания. Если Христос признает добро, сделанное нам, как служение Ему, мы должны признавать служение Ему как добро, сделанное нам. И поддерживать тех, кто устремляется ко Христу, даже если они еще не ходят с нами.""

Не может быть возражений против почти всего сказанного, кроме этой неуклюжей оговорки "но одно дело... и другое - упорное настаивание на заблуждениях, в которых присутствие отца лжи".

Я годами и десятилетиями вижу самых разных людей, посещающих православные храмы, от случая к случаю даже исповедающихся и причащающихся, но при этом пребывающих в таких суевериях, которые сильно не дотягивают до классических ересей прошлого. И такие люди не собираются, кстати, со своими заблуждениями расставаться. Тем не менее, их немощи и их самих современная православная церковь всё же принимает. И наоборот, среди так называемых "еретиков" я вижу настоящих христиан по сути, до которых мне самому бывает весьма далеко. А вот их активная часть православных принимать никак не желает - вспомним, сколько шума поднялось после встречи патриарха Кирилла с папой Франциском. Хотя они даже и не молились вместе, чтобы лишний раз не соблазнять наших немощных в вере активистов. Хотя кого сейчас называть православными - тоже большой вопрос. Очень многим как-то вообще не до разных догматических точностей, если хотеть видеть православие прежде всего в них, - ни бабулькам, ни "прохожанам", ставящим свечки, ни критически мыслящим и экуменически настроенным православным из числа интеллигенции, ни большинству духовенства... Это очевидный факт нашей жизни. Тогда остается что? Политика верхов с одной стороны (сверху) навстречу зелотству с другой (снизу). Как бы чего ни вышло. И в этом возглавители поместных православных церквей вынуждены считаться с весьма активным течением сторонников "православия или смерти". А то, что Иисус меньше всего акцентировал внимание на доктринальные вопросы, об этом давно уже позабыли. Как и о том, что древний гностицизм, против которого справедливо боролись ранние отцы Церкви, сейчас присутствует разве что в разной теософии и эзотерике. Можно ли других христиан, "не ходящих с нами", приравнивать к тем древним ересям или даже к позднейшим, эпохи соборов? Ответ очевиден, но только не для православных "смертников". Для них "предание старцев" (некоторых избранных отцов средневековья) дороже слов Христа.
Tags: библия, жизнь церковная, люди, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments