pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Илия и Енох

По общепринятому церковному учению считается, что до жертвы Христовой и Его Воскресения человек еще не мог преодолеть преграду, созданную грехом и отделяющую его от Бога. Поэтому рай как состояние души в единении с Господом был пока для людей закрыт. Все души усопших шли в Шеол, или Преисподнюю, состоящую из двух подразделений, как указывает Христос в притче (Лк 16, 22-26). Праведники находились в Лоне Авраамовом, где в относительном покое, отдохновении и даже некотором блаженстве ожидали прихода Спасителя, Который воссоединит их с Богом. Грешники же в безысходности и муках страдали собственно в настоящем аду.

Но в случае с пророками Илией и Енохом, по Писанию, мы имеем следующее.

"Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его." (Быт 5:23-24)
"Енох угодил Господу и был взят на небо, - образ покаяния для всех родов." (Сирах 44:15)
"Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, - ибо он был восхищен от земли" (Сирах 49:16)
"Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу." (Евр 11:5).

“…И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо." (4 Цар 2:7-11).

Итак, это два исключения из всеобщего правила, так сказать. Если есть в них смысл, то какой? Если смерть - результат грехопадения и распространения на всех потомков Адама и Евы последствий этого грехопадения, то получается, что Енох и Илия были избавлены от последствий первородного греха, тогда как доныне живущие крещеные христиане остаются не вполне избавленными от этих последствий, поскольку все-таки физически умирают? И разве, кроме Еноха и Илии, других пророков и праведников Ветхого Завета, сравнимых с ними по подвигам и дарам духовным, не было? Почему же именно они избежали смерти?
Ответа на эти вопросы, судя по всему, мы нигде не найдем. Впрочем, есть у ап. Павла известные строки из 1 Фес. 4, читаемые каждый раз на заупокойных Литургиях и отпеваниях:

“…Говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем”.


То есть, остается думать, что Илия и Енох явились прообразами тех угодников Божиих, кто живыми застанет кончину мира и Второе Пришествие Христа. Эти оставшиеся к тому моменту праведники, сохранившие веру и верность Богу, будут живыми вознесены так же, как это случилось с Енохом и Илией. А как кто думает из читающих эти строки?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments