pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Карл Барт. Из книги "Мгновения"

Юность

Веселись, юноша, в юности твоей... (Еккл. 11, 9)


В хорошем смысле юношеским, молодым можно назвать такое поведение человека, такие его действия, в которых покорность Божьей воле проявляется прежде всего как решительный шаг к свободе - свободе от собственного прошлого. Молодой человек полностью отдается каждому впечатлению, глубоко, страстно его переживает; но за его плечами еще очень мало жизненного опыта. Хорошо это или плохо? Некоторым старым людям их опыт, безусловно, вредит. Неопытность дает молодому человеку некоторый шанс - шанс не попасть в рабство привычки, рутины; шанс не закоснеть или не стать скептиком - унылым и всезнающим. В силу своего возраста он способен к определенной независимости, гибкости и к удивлению перед многообразием мира, который его окружает. У него еще нет (или почти нет) причин быть угрюмым и разочарованным по отношению к окружающим; нет причин испытывать уныние и скуку. Его возраст охраняет его от разрушительных мыслей о слепой силе судьбы. Его прошлое еще не имеет над ним той притягательной силы, которой оно обладает для старых людей; поэтому он может яснее увидеть новизну Божьих заповедей. Дух его еще свободен для послушания. Если он открыто, щедро и радостно предает себя в руки Господа, значит, он молод - истинно молод! А те, кто старше, пусть берут с него пример и будут молодыми - молодыми в своем послушании Господу.

Зрелость

...А как стал мужем, то оставил младенческое. (1 Кор. 13, 11)


Средние годы нашей жизни - это годы зрелости; точнее, именно в эти годы нам дается особая возможность ощутить зрелость. Человек, который уже не молод, но еще не стар, четко видит перед собой необходимость срочного и окончательного решения; от юноши её скрывают белые легкие облака, от старика - черные тени. Именно сейчас в душе человека возникает чувство: "Сейчас, и ни минутой позже!" Зерно упало в землю; сейчас - время косить; человек взял разбег; сейчас - время прыжка. Подготовка к труду завершена; сейчас - время познать весь риск, сопряженный с этим трудом. За спиной у человека - прошлое; перед ним - будущее. Прошлое - его урок, его жизненный опыт; он еще не так велик, чтобы человек был утомленным, бессильным и черствым. Вдали уже виден конец пути, "ночь, когда никто не может делать". Однако эта ночь еще очень далеко, и мысли о ней не искушают его пессимизмом, стремлением к бездействию и апатии или, наоборот, лихорадочной паникой; они призывают его к разумной поспешности. Зрелость дает ему возможность быть открытым для слова и призыва Божьего в настоящем, в каждый момент этого настоящего; ни прошлое, ни будущее не подчиняют себе всей его воли, всех его мыслей. Это время - время, предназначенной как для планов, так и для итогов. Сумеет ли он правильно воспользоваться этим временем?

Старость

И до старости, и до седины не оставь меня, Боже... (Пс. 70, 18)


Что значат слова "Старости свойственна мудрость"? Для христианского мировоззрения они значат прежде всего то, что именно старому человеку приходится - нет, не так! - позволено в полной мере прочувствовать то, о чем, возможно, он сам не раз пел, славя Господа:

Нашей властью ничего не совершилось.
Вскоре нам предстоит умереть,
Праведный Муж сражается за нас,
Муж, Которого избрал Сам Господь.*


Именно сейчас, на закате дней, он особенно ясно понимает, что он жил всю жизнь благодаря милосердию Господа - милосердию, которого он не заслуживал; что все его решения и поступки - самостоятельные и свободные - имеют ценность лишь настолько, насколько в них отражался свет - свет, исходивший не от него, но с небес. Сейчас приходит время для "экзистенциального" понимания и приятия учения об Оправдании - и именно поэтому сейчас приходит время - последний срок - для новых самостоятельных и свободных решений и поступков, осененных радостной надеждой на этот "нездешний свет"! Время, чтобы увидеть, что этот свет пронизывает весь мир, и весь привычный для него ход событий - и каждого человека, которого он, казалось ему, видит насквозь! Время, чтобы стать открытым - и немного более мягким и терпеливым; время приходить на помощь всем нуждающимся.


* Строки из стихотворения Мартина Лютера "Ein feste Burg ist unser Gott" ("Наш Бог - нерушимая крепость"); это стихотворение положено на музыку и используется в лютеранском богослужении (прим. пер.).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments