pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Об относительности утверждений Писания

Эта тема прямо продолжает тему относительности понимания греха. Далеко не все мысли и призывы Писания имеют для нас абсолютное и универсальное значение. До Христа для древних евреев одним из главных «догматов», прописанных в Торе, было постановление об обрезании. Тогда оно воспринималось для них безусловным, абсолютным и вечным, а нарушение его – безусловным грехом. Оно и сейчас является таковым для иудеев. Но апостол Павел настаивал, чтобы греков и римлян, приобщавшихся к общине уверовавших во Христа как истинного Мессию, принимали без совершения этого обряда, который фактически заменило крещение. По этому поводу в первые десятилетия в новообразованной Церкви шла нешуточная и даже ожесточенная полемика, в которой победила открытость и универсализм апостола Павла, а не ригоризм его оппонентов, ревнителей Закона. Ещё более яркий пример связан уже с самим Христом. Который то и дело нарушал в глазах ревнителей Торы заповедь о соблюдении Субботы, поскольку исцелял разных людей от их болезней в субботний день.

В представлениях о соблюдении субботнего покоя господствовало мнение, не подвергавшееся сомнениям и казавшееся очевидным, что совершать исцеления в Субботу можно было только над больным, которому грозила немедленная смерть. Однако, ни человеку с сухой рукой, ни скорченной женщине, ни расслабленному при Овчей купели смерть не грозила, и можно было бы спокойно дождаться окончания дня, захода Солнца, и после этого уже с полным правом приступать к активной работе. Но Иисус показывает, что если нуждающийся человек страдает и ему требуется помощь, то эту помощь надо оказывать здесь и сейчас незамедлительно, а не ждать хотя бы несколько часов до окончания субботнего дня. Однако, в глазах религиозных оппонентов Он выглядел жутким грешником и святотатцем, нарушителем 4-й заповеди. Иисус, таким образом, предлагал абсолютное восприятие заповеди о любви к ближнему, не взирая на дисциплинарные субботние ограничения, но такое восприятие в его современников практически не вмещалось.

В книге Второзакония сказано, что проклят всякий, повешенный на дереве (21: 23). Во времена Христа это была самая унизительная и позорная казнь. И Христос, по словам апостола Павла, сделался за всех нас грехом (2 Кор. 5: 21) или клятвой (Гал. 3: 13). Тот Мессия, которого тогда ждали многие израильтяне, включая ближайших учеников Иисуса, оказался распятым, что было совершенно не представимо никому в то время. Даже у пророка Второисайи (Ис., гл. 53), где есть прозрение о Мессии страждущем, ничего не сказано о Его повешении на дереве! И тогда легко объяснимы и страх, и недоумения, и разочарования учеников Христа, которые все рассеялись, потеряв всякую надежду. Они не могли подозревать то, что поняли впоследствии: то, что считалось тяжким проклятием перед Богом, оказалось величайшим благословением всему миру! Крест как орудие пытки, поношения, жесточайшего унижения и проклятия, стал главной иконой любви для христиан. Но это же имеет особое значение для каждого, кто чувствует сегодня отверженность, покинутость людьми или даже Богом: во время боли не знаешь, куда деваться, но ощущения богооставленности или проклятия, таким образом, только кажущиеся или просто ложные. Боль не всегда позволяет сохранять трезвость духа и здравый смысл, но и в этом всё равно остаётся непобедимая надежда. Боль, какая бы ни была она нестерпимой, не будет вечной, и «сеющие слезами с радостью пожнут».

Нам, как я уже писал, не на что опереться, как на наши собственные чувства и соображения. Тем не менее, стоит помнить, что время от времени эти чувства могут подводить, поскольку иногда они обманчивы. Это часто может быть в отношении разных людей. Но тем более это может случаться по отношению к невидимому Богу! Прочувствовать, что Бог есть воистину Любовь – важный дар от Самого Бога при обретении веры. Без этой внутренней уверенности, что Бог есть Любовь, всё Писание воспринимается совершенно иначе, одни и те же слова и короткие фразы. И тогда одни люди становятся жесткими или даже жестокими, еще более жесткими и жестокими, чем они были до обращения в эту версию веры, не действующей и не вдохновленной любовью, а другие совершенно справедливо такую веру вообще отвергают. Мы знаем по повседневному опыту общения с ближними, что имеет значение не только сами слова, но и интонация, выражение лица и вообще некоторые невербальные признаки. Тем более важно улавливать «интонацию» Божьих слов, а не только их смысловую плоть. Иисус знает нашу природу, нашу немощь и определенную глухоту к Его словам. Знает и то, что наше собственное настроение и его изменчивость и непостоянность может воздействовать на восприятие и понимание Его слов. Поэтому Его замысел в том, чтобы мы не шли к Нему в одиночку, не постигали Его, замыкаясь на себя, но чтобы составляли единую общность в Нем, единый организм, то есть Тело или Церковь, тем самым дополняя друг друга, поправляя и помогая взаимно на нашем общем жизненном и духовном пути. Но в нашем современном крайне атомизированном и раздробленном обществе нелегко найти церковное общение по существу. Совсем не обязательно может быть Церковь в подлинном евангельском смысле там, где купола блестят. Этого церковного общения приходится нередко долго искать и добиваться. Как и искать и добиваться познания воли Божией. Которая вовсе не ставит какие-то жесткие рамки для наших действий, а скорее ставит задачу – как наилучшим образом умножить свои таланты, добиться наилучшего результата и исполнить главную заповедь о любви в каждом конкретном случае. Впрочем, кто-то из мудрых людей в разное время отмечал, что все заповеди нам даны не столько, чтобы мы их исполнили, сколько для того, чтобы поняли, что своими силами их исполнить не можем… В одиночку уж точно нет!
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments