pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О святости и святых.

После праздника Троицы всегда следует Неделя Всех Святых, как названо следующее воскресенье после Пятидесятницы. Вполне логично: плод действия Духа Святого в истории, начиная с общины первых апостолов, - это святость людей и святость Церкви, при которой на Земле продолжается дело Христа. Но сам смысл этого слова "святость" претерпевал немалые изменения в истории. Изначально святость понималась как отделенность вместе с посвящением Богу. Первые христиане все назывались "святыми" просто уже по факту принадлежности к церковной общине. Это потом уже, гораздо позднее, святые стали восприниматься как какие-то "небожители", "земные ангелы и небесные человеки", полу-боги, из которых потом составился целый "пантеон", а заодно и "аптека" для потребительских народных нужд, - в каких случаях кому молиться.

В этом пантеоне 2000 лет после рождения Церкви в самой многочисленной из поместных церквей особое место заняла, к примеру, блаженная Матрона. Однако, в главных песнопениях, посвященных празднику Всех Святых (тропаре и кондаке), говорится только о мучениках! Кровь первых мучеников стала воистину семенами Церкви, при которых она расширялась и росла, как на дрожжах, первые столетия гонений. Но кто, к примеру, сейчас даже из православных со стажем знает и почитает таких древних мучеников, как Гервасия и Протасия (именем которых, к примеру, названа одна из центральных церквей Парижа)? или Фелицату с Перпетуей? или мученика Лаврентия? И даже такие самые известные мученики, как Климент Римский, Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, Ириней Лионский весьма меркнут по сравнению со многими последующими святителями-архиереями или преподобными. По Типикону никому из них не полагается всенощного бдения, разве только изредка в отдельном храме, имеющем редкое посвящение типа Девяти мучеников Кизических, раз в год им совершается праздничная служба. А вот святым, так сказать, из "церковной аптеки" праздничные службы совершаются на практике повсеместно! И еще, впрочем, мученикам и мученицам, чьи имена популярны и распространены (Екатерина, Анастасия, Георгий, Ирина, Варвара и др.) Их имена регулярно пишут в записках, подаваемых на молебны (в их числе, разумеется, Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, великомученик Пантелеимон, но сюда вдруг почему-то попал древний мученик Антипа Пергамский, упомянутый в Апокалипсисе, - ему, видите ли, от зубной боли молятся!).

Сам смысл святости и её восприятие со временем также весьма сильно изменялись. "Воля Божия есть освящение ваше", "призвал вас Бог не к нечистоте, но к святости" - весьма простые рекомендации Писания. Впоследствии стали подчеркивать грешность и никчемность рядовых членов Церкви в противовес особой касте "посвященных" и, тем более, официально канонизированных святых. При этом критерии канонизации становились весьма своеобразными. Например, в Византии в порядке вещей канонизировали всех императоров, если только они не были еретиками. Но и сам праздник Всех Святых имеет изначально довольно забавную историю! Император Лев Философ или Лев Мудрый, автор некоторых богослужебных дошедших до нас текстов (евангельских стихир, в частности), жил и правил в Византии в конце VIII - начале IX века. У него была любимая жена Феофания, которая рано скончалась, судя по всему, от какой-то болезни. Лев захотел построить храм в честь неё. Использовать своё служебное положение, в общем. Но этот шаг как-то не очень был воспринят и одобрен, даже несмотря на его абсолютную власть как императора. Он это почувствовал и решил тогда назвать храм в честь Всех Святых, рассудив, что если его любимая Феофания перед Богом свята, то да будет причислена ко Всем Святым (см. Синаксарь Цветной Триоди на данный праздник). Его жена впоследствии в самом деле была причислена ко святым официально, её память 16/29 декабря.

Несмотря на кажущуюся курьезность, здесь, как ни странно, произошел некоторый возврат к первоначальному понятию и восприятию святости. Святой - обыкновенный человек, как все, и подчас ничуть не лучше может быть по жизни, чем многие другие. Но он прежде всего может быть кем-то очень сильно любим, и о нем совершается, во всяком случае до официального прославления, усердная церковная молитва! Если же при жизни человека его не любит никто, таковому в самом деле будет трудно войти в Царство Божие. Вообще, если ничто нечистое не войдет в Царство Бога, то в это же Царство войдут только святые. И это означает, что каждый из нас призван реально к этому состоянию, и это не просто фигура речи. Другое дело, что известные и признанные святые в истории Церкви - лишь малый слой всех святых, которых знает Сам Бог. Поэтому праздник Всех Святых - в самом деле праздник для каждого из нас. И своего рода напоминание, что мы не только призваны к святости, но уже отчасти можем являться таковыми в определенные моменты жизни, только этим не надо хвалиться, но скорее благодарить Бога за такую милость. Далеко не все прославленные святые являли кроткий и по-настоящему христианский нрав. И канонизация ряда и византийских, и русских святых, происходившая в том числе по политическим мотивам, может иной раз вызывать сейчас недоумения и споры. Но в этой черте, как ни парадоксально, нет худа без добра. Если считается, что Андрей Боголюбский, Иосиф Волоцкий, Александр Невский, при их реальных не только заслугах, но и существенных недостатках и изъянах в их личном благочестии, всё-таки вошли в Царство Божие и спаслись, то тем более многим нашим современникам, и не обязательно по виду и исповеданию православным, светит реальная надежда. Даже благоразумный разбойник, в последний момент покаявшийся и воззвавший ко Христу, в православной традиции подчас изображается на боковых вратах при входе в алтарь! Но никаким православным он не был.

Хотя, с другой стороны, тот факт, что в РПЦ не канонизированы до сих пор отец Александр Мень или митр. Антоний Сурожский, тоже может вызывать у некоторых сожаление. Увы, процесс канонизации бывает связан с определенными преобладающими запросами активной части общества, не обязательно его лучшей части, и тут опять-таки от политики и от соображений "как бы чего ни вышло" совсем не уйдешь... Понятно, что иной суд человеческий, и иной - Божий.

С праздником, дорогие читатели!
Tags: богослужение, жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments