pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Чуть-чуть о духовности и политике, с разных сторон

В христианской картине мира есть абсолютное Добро («Бог есть любовь» - 1-е послание Иоанна, гл. 4, ст. 8 ), но не может быть абсолютного зла, хотя на практике в головах довольно многих людей представление о нем устойчиво присутствует. Даже сатана (дьявол) как антипод Бога и в то же время Его творение не является таким абсолютным злом. Ему дана пока еще ограниченная власть в этом мире вредить разным людям и народам, но с попущения Бога. «Идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего», как говорил Иисус ( Ин. 14: 30), но в то же время этот же князь мира «изгнан будет вон» (Ин. 12: 31). С одной стороны, дьявол, искушая Христа перед выходом на служение, обешал Ему все царства земли во мгновение ока, говоря: "Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её" (Лк. 4: 6), с другой, "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф. 28: 18). Причем последнее утверждение - не столько данность, сколько обещание и предвкушение того, что "Бог будет всё во всём" (1 Кор. 15:28). То есть, эсхатологическая перспектива.

Абсолютны только Бог и Его любовь, но наши восприятия и Бога, и добра со злом вокруг нас неизбежно относительны, как и всё остальное в этом мире. Я могу возмущаться чем-то, что происходит вокруг меня противного моим убеждениям, и совсем не должен устраняться и прятаться от этого под предлогом "неосуждения", но вследствие этого также важно не абсолютизировать ошибки и грехи наших противников или врагов, что свойственно многим в спорах о политике. И не давать себя увлечь волне негатива, которого и так хватает везде. Это очень важно прочувствовать, и тогда нам самим будет легче относиться к оппонентам, легче прощать их за ошибки или намеренные прегрешения. Впрочем, что такое грех и что нет, во многих случаях и у самих христиан нет единой точки зрения, что же тогда говорить об остальных.

С другой же, обратной стороны той же медали, судить о проблеме в глобальном масштабе, обличая власть имущих лишь по отрывочным сведениям из интернета и воображая их этакими воплощениями вселенского зла – нет ничего проще, сам себе эксперт, сам себе судья. А вот возразить в чем-то непосредственному начальнику, который совершает реальные нарушения, объединиться всем коллективом и попытаться противостоять беззаконию на месте, часто бывает сопряжено с риском. Поскольку люди у нас разобщены настолько, что могут лишь вздыхать и обсуждать проблему в кулуарах, но как только стоит вопрос о предприятии каких-то совместных действий, все сразу прячутся в кусты. Но причем здесь тогда верхи, которые довольно далеки от нас, и какие к ним претензии могут быть, если мы вблизи себя самих не способны совместно действовать?

Многие хотят перемен к лучшему, но на риск, связанный с неизбежным самопожертвованием на этом пути, не хотят идти вовсе, ожидая, что кто-то другой за них это сделает. Весомых оправданий тому обычно находится сколько угодно – семья, здоровье, дети, до пенсии немного осталось… Но если мы сами отказываемся от своей позиции, с дуалистической логикой рассуждая о чем-то, непосредственно нас не касающемся, то кто-то, обладающий более сильной волей или властью, неизбежно будет осуществлять выбор за счет каждого из нас, и совсем уже не в нашу пользу. Причем в том, что так или иначе касается всех нас, будь то образование, медицина, наука, да и религиозно-общественная область в том числе.

Впрочем, «нет худа без добра», как про ту же относительность добра и зла, как и спутанность их в нашей жизни, гласит известная поговорка. Быть может, продолжительный кризис чему-то научит тех, кто хочет учиться на ошибках. Когда разные политические позиции, разные мировоззрения сталкиваются в полемике не на жизнь, а на смерть, умножаются лишь только разделения, но тогда "всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Мф. 12: 25). Впрочем, любители оправдывать такие разделения обычно склонны цитировать слова Иисуса, что "не мир пришел Я принести, но разделение", воспринимая их всё с той же дуалистической логикой (мы/они, наши/не наши, где "мы" и "наши", конечно же, на стороне света и добра, а "они", разумеется, на стороне тьмы и зла). Но Бог, любящий и тех, и этих, есть "не Бог неустройства, но мира" (1 Кор. 14: 33). К миру между собой Он призывает христиан, разномыслящих между собой, - надо просто его по-настоящему захотеть! Но для этого придется преодолевать ту самую дуалистическую логику, в которой многие из нас воспитаны буквально с детства, да и наши предшествующие поколения, даже совсем вне религиозного контекста, а потом эта логика умудрялась не раз трансформироваться в зависимости от изменявшейся политической ситуации в стране.
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments