pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Час, душе, конца помысливши..."

"О часе конца помыслив, душа, и участи срубленной смоковницы убоявшись, над данным тебе талантом потрудись, несчастная, бодрствуя и взывая: "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!""

Что в нерадении пребываешь, душа моя несчастная? Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном? Что занимаешься бесследно утекающим? Последний час отныне наступил, и предстоит нам со всем здешним разлучиться. Доколе имеешь время, отрезвись, взывая: "Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой, не сруби меня как бесплодную смоковницу, но как милосердный, Господи, пожалей со страхом восклицающую: Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"

Почему участь досталась смоковнице, и в то время, когда с нее невозможно было собрать плодов?
Вообще этот эпизод продолжает пророческую традицию, своего рода притчи в действии, когда израильские пророки своими необычными и экстравагантными поступками возвещали о чем-то важном и ключевом. Вход Иисуса в притвор храма и ниспровержение столов менял и продавцов жертвенных животных - действие из этой же серии.

Иеремия, гл. 27:
""1 В начале царствования Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, было слово сие к Иеремии от Господа:
2 так сказал мне Господь: сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на выю;
3 и пошли такие же к царю Идумейскому, и к царю Моавитскому, и к царю сыновей Аммоновых, и к царю Тира, и к царю Сидона, через послов, пришедших в Иерусалим к Седекии, царю Иудейскому;
4 и накажи им сказать государям их: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: так скажите государям вашим:
5 Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли, великим могуществом Моим и простертою мышцею Моею, и отдал ее, кому Мне благоугодно было.
6 И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых отдаю ему на служение.
7 И все народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не придет время и его земле и ему самому; и будут служить ему народы многие и цари великие.
8 И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому, и не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского, - этот народ Я накажу мечом, голодом и моровою язвою, говорит Господь, доколе не истреблю их рукою его.
9 И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: ""не будете служить царю Вавилонскому"".
10 Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли.
11 Народ же, который подклонит выю свою под ярмо царя Вавилонского и станет служить ему, Я оставлю на земле своей, говорит Господь, и он будет возделывать ее и жить на ней.
12 И Седекии, царю Иудейскому, я говорил всеми сими словами и сказал: подклоните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его, и будете живы.
13 Зачем умирать тебе и народу твоему от меча, голода и моровой язвы, как изрек Господь о том народе, который не будет служить царю Вавилонскому?
14 И не слушайте слов пророков, которые говорят вам: ""не будете служить царю Вавилонскому""; ибо они пророчествуют вам ложь.
15 Я не посылал их, говорит Господь; и они ложно пророчествуют именем Моим, чтоб Я изгнал вас и чтобы вы погибли, - вы и пророки ваши, пророчествующие вам.
16 И священникам и всему народу сему я говорил: так говорит Господь: не слушайте слов пророков ваших, которые пророчествуют вам и говорят: ""вот, скоро возвращены будут из Вавилона сосуды дома Господня""; ибо они пророчествуют вам ложь
.""
и т.д.

Будущее Иерусалима, притом достаточно ближайшее, Иисус демонстрирует не над животными, не над людьми, а пока над бездушным растением, в тех краях весьма распространенным (инжирное дерево). Потом, как известно, через 40 лет Иерусалим будет разрушен. И не только Иерусалим, но и многие последующие видные города, столицы христианских уже империй - Константинополь или Москва с её "сороками сороков" храмами. "Се, оставляется дом ваш пуст" звучит пророчески не только в адрес Иерусалима. Пышному, зеленеющему дереву с густой листвой и приятной наружностью, но без полезных плодов, можно уподобить и души отдельных людей прежде всего, но и, разумеется, христианские сообщества (церкви) также, ибо сообщества не состоят ли из отдельных людей? См. притчу Луки 13: 6-9. И когда накапливается некая "критическая масса" этой пустоты и бесплодия, когда штат официальных обслуживающих власть "пророков" говорит только то, что сама власть от них ожидает, что происходит, как не то, что "всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3, 10)?..

Прп. Ефрем Сирин видит и другое символическое действие:
"Писание рассказывает, что Адам после того, как согрешил и лишился той славы, которой был облечен, покрыл свою наготу листьями смоковницы (см. Быт. 3, 7). Итак, Господь пошел и претерпел распятие, чтобы исцелить раны и язвы его и возвратить наготе его одежду славы. Таким образом, и смоковницу иссушил для того, чтобы показать, что больше не нужны те листья смоковницы, которыми одевался Адам, так как он возведен к прежней славе, имея которую, он не нуждался ни в листьях, ни в кожаных одеждах. Итак, отселе человек не имеет надобности в смоковничьем дереве, которое засохло и листья коего, пока были зелены, служили одеждой стыда и покрывалом позора".
Tags: библия, богослужение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments