pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Письмо от девушки, христианки

И снова, на тему экуменизма и общения с христианами других конфессий.
Получил письмо от одной знакомой.

""...Я была крещена в детстве в православной церкви, но до 24 лет не была практикующей верующей. Потом произошло резкое обращение, я стала активно участвовать в жизни церкви (причащение, исповеди, посты, евангельские группы, паломничества и т.д.). В Косме я прошла курс катехизации. Примерно через полгода на одном из молодежных выездов я встретила общину Chemin Neuf. По своему экуменическому призванию (в общине молятся о единстве христиан), она мне оказалась очень близка. И я всегда считала, что в силу моего характера (я достаточна открыта к другим культурам, традициям, странам) Господь мне открыл такой путь – будучи православной, трудиться на ниве межхристианского общения («трудиться» - это немного громко сказано, но так или иначе способствовать этому общению). Для меня всегда были особенно дороги Его слова на кресте: "да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин, 17:21).

Я всегда при этом осознавала, что абсолютное большинство православных вешает на католиков ярлык еретиков и что многие считают, что с ними даже молиться нельзя в одном помещении. Но я сама и многие из моего церковного окружения (все-таки Косма и Успение – не типичные православные приходы, более открытые, чем большинство других) считали, что это - последствия скорее исторических и культурных (чем догматических) разногласий между нашими церквами, результат недопониманий и попросту общего греха наших церквей, нашей тяги к разделению... Когда я действительно пыталась разобраться, в чем же такое принципиальное догматическое различие между нами: я всегда наталкивалась на «филиокве», схождение Благодатного огня, примат Папы и другие. Но да простит меня Господь, если это не так, я никогда не видела во всех этих различиях ничего смертельного и мешающего бесповоротно нашему общению. От кого исходит Святой Дух (только ли от Отца или и от Сына тоже) – как это влияет на мои отношения с Богом и вопрос моего спасения? Благодатный огонь – ну хорошо, он сходит только для православных, но разве это является доказательством того, что истинной является только православная церковь, а католики - еретики? Примат Папы – ну тоже не конец света, потому что у нас есть Патриарх. Да, у них Папа выступает от имени всей церкви, но у нас же Патриарх тоже говорит от имени РПЦ? Ну, понимают католики буквально строчку из Евангелия: «Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» [Мф.16:18]. А мы нет. Но опять-таки не смертельно… Я считаю, что это просто различие толкований.

И так бы все было хорошо, но случилось так, что жена одного православного священника, которая у меня в друзьях в соц. сетях, начала мне доказывать, что я в большой опасности, что я не спасусь, что католики настоящие еретики и все в таком духе.

Не то, что бы это все были для меня какие-то новые заявления. Но она стала приводить цитаты Святых Отцов и всякие другие формулировки, которые звучали достаточно весомо. И это, признаться, заставило мою убежденность в том, что я на правильном пути, пошататься.

Ниже я бы хотела привести некоторые из ее утверждений и цитат, которые меня наиболее смутили (орфография и пунктуация авторские).

(О благодатном огне):

- Католики много раз молились об этом, но не удавалось. Архимандрит Троице-Сергиевой лавры, девять раз присутствовавший при нисхождении Благодатного Огня, с сожалением отмечал: «Католики занимают нейтральную позицию: опровергать факт нисхождения Благодатного Огня бессмысленно, невозможно, лучше молчать. И они умышленно замалчивают существование этого чуда, поскольку ничего другого им не остается. То же было и в апостольские времена: апостолам ведь запретили говорить об имени Иисуса. Доказать ложность его учения было невозможно, можно было только запретить произносить Его имя». http://www.dopotopa.com/i_greshnov_katoliki_i_blagodatniy_ogon.html



- Примеры благодатного огня есть в ВЗ и в НЗ

В ВЗ - читай чудо пророка Ильи о сошествии огня от Истинного Бога

В НЗ - свет в пещере Воскресшего Христа, благодаря которому в темноте ночью жены могли видеть погребальные пелена



- это лакмусовый листок, указывающий а Церковь Христа

для тех кто верит в Бога, творящего чудеса






(На мое утверждение, что католики готовы согласиться с формулировкой православного Символа веры – без филиокве):



- Официально Римо-католики не согласятся с данными католическими священниками. Позиция официальная – иная





(Общие мысли о еретичестве и спасении):

- я хочу тебе показать всю ОПАСНОСТЬ той мысли, которую насадил в тебе враг. Если не выкорчуешь сейчас, затем будет все сложнее и сложнее



- "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5:19-21).

Вся Святые Отцы единогласно называют ересь - смертным грехом! Это блуд ума.

Таковые вне Царства

это не игрушки!

легкомыслием и простотой можно лишиться вечной жизни



- Все еретики, сектанты и раскольники не могут быть в общении с Богом и достигнуть спасения души, хотя бы раздали все свое имущество и хотя бы были замучены за Христа.

Святитель Иоанн Кронштадтский



- а как же ересь духоборчества осужденная на Втором Вселенском Соборе? А как же ересь иконоборчества?



- Я исповедую перед тобой, что Церковь Христова - существует. Она - Единственная Соборная Апостольская. Она называется Православной Церковью. За нее умер наш Спаситель Христос ( Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее)

Вне Православной Церкви спасения нет!

Все кто в Нее не войдут, как во дни Ноя в ковчег - утонут на вечность
.



О. Филипп я действительно в растерянности после всего этого. С одной стороны, я действительно вижу вокруг себя (в общине Chemin Neuf) людей, любящих Христа и стремящихся любить друг друга. Наш Патриарх Кирилл вот недавно встретился с Папой Франциском и в декларации, которую они оба подписали, действительно чувствовался братский дух, и еще там было признание того факта, что разделение – это наш общий грех:

«5. Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).

6. Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос. Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников. Пусть она — в мире, который ожидает от нас не только слов, но и деяний — станет знамением упования для всех людей доброй воли.»

С другой стороны, уже после этой жаркой дискуссии, я прочитала статью «Почему православие есть истинная вера» http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavie-est-istinnaya-vera и не смогла не согласиться с автором, что католические святые (ну, если просто выразиться) более эмоциональные, чем святые православные. Католическая церковь в принципе более эмоциональна (в песнопениях, молитвах и т.п.). Православная церковь все-таки гораздо более аскетична по духу. Но опять-таки не является ли это просто разными формами Богопочетания? Неужели это повод считать католиков еретиками и общение с ними – могилой?

Пожалуйста, помогите мне разобраться, потому что за неимением богословского образования я чувствую себя немного потерянной после этой дискуссии (сердцем я всегда чувствовала, что межхристианский диалог угоден Богу – но вдруг сердце врет?).

Я буду Вам бесконечно признательна, если Вы выскажите Ваше отношения по тем пунктам, которые я привела выше (которые меня наиболее смутили в словах жены священника): о филиокве, Благодатном огне и о еретическом духе католической церкви в принципе.""
=======================================================================

Я ответил уже, что в последних своих ЖЖ-записях я неоднократно выражал свои мысли по этим вопросам. А насчет схождения Благодатного огня и сами православные не пришли к очевидной для всех точке зрения.
Tags: жизнь церковная, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →