pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Конкурс на "самую православность": подведение итогов

Тема была открыта почти два месяца назад. Было оставлено много разных комментариев:

http://pretre-philippe.livejournal.com/42868.html

Но когда уже полемика затихла, неожиданно подключился новый пользователь - vladimir_chub. У себя в журнале он не пишет ничего, а жаль, и напрасно. Зато в данной теме он впоследствии оставил множество комментариев, в основном в полемике с Венцеславом (venceslav). В общем, это один из тех самородков российской глубинки, которому бы впору преподавать в Духовной Семинарии или даже Академии. И дело не только в его общей эрудиции, но и в разумном настрое в целом. Считаю, что он и выиграл этот конкурс. Более хвалить его не буду, а просто даю ссылку на ту часть темы, которая с его участием осталась для большинства туда написавших за кадром, начиная с:

http://pretre-philippe.livejournal.com/42868.html?thread=1434740#t1434740

Я лишь выделю основные мысли Владимира из множества комментариев, которых и так набралось уже в той теме целых 300.

Сами святые Отцы вовсе не представляли себе совокупную православную мысль абсолютным монолитом, что видно из одного высказывания св. Григория Богослова:
“Любомудрствуй о мире или мирах, о веществе, о душе, о разумных – добрых и злых природах, о воскресении, суде, мздовоздаянии, Христовых страданиях. Относительно этого и успеть в своих исследованиях не бесполезно, и НЕ ПОЛУЧИТЬ УСПЕХА НЕ ОПАСНО” (Слово 27).
В переводе Владыки Василия (Кривошеина) это звучит так: “Философствуй мне о мире или о мирах... о воскресении, суде, воздаянии, страданиях Христовых, ибо в таких предметах и достигать цели не бесполезно и ОШИБАТЬСЯ БЕЗОПАСНО”. И сам Владыка Василий комментирует эти слова: “Иначе говоря, вопросы творения, искупления, последних судеб человека принадлежали для св. Григория Богослова к области богословской свободы, где "ошибаться безопасно"” (Символические тексты в Православной Церкви).


http://pretre-philippe.livejournal.com/42868.html?thread=1434996#t1434996

...Кто-то любит одного автора, как личность и как писателя, а кто-то любит другого. Я, например, из наших философов очень люблю Василия Розанова – несмотря на все его дикости, которые он временами выдавал. На фоне Розанова Бердяев, кстати, выглядит довольно-таки невинно. Бердяев все-таки не доходил до открытой вражды ко Христу и Новому Завету, как Розанов в своей последней книге.
И возникает вопрос: можно ли любить таких людей, таких писателей, у которых не всё в порядке с ортодоксией? А если уже любишь, то следует ли эту любовь к “нехорошему” человеку задавить в себе и заменить прокурорской неприязнью?
Заглянем к святым Отцам.
Преп. Макарий Египетский: “БЛАГОДАТЬ ТАК ДЕЙСТВУЕТ И УМИРЯЕТ ВСЕ ЧЛЕНЫ И СЕРДЦЕ, ЧТО <…> НА ВСЕХ ЧИСТЫМ ОКОМ ВЗИРАЕТ ВНУТРЕННИЙ ЧЕЛОВЕК, И РАДУЕТСЯ О ЦЕЛОМ МИРЕ, И ВСЕМЕРНО ЖЕЛАЕТ ПОЧТИТЬ И ПОЛЮБИТЬ ЭЛЛИНОВ И ИУДЕЕВ” (Беседа 8:6).
Странное действие у благодати! Она побуждает почитать и любить тех, кого следовало бы справедливо возненавидеть (согласно известному принципу: “люби врагов своих, ненавидь врагов Церкви”).
Преп. Иоанн Лествичник: “КАК ДОБРЫЙ ВИНОГРАДАРЬ ВКУШАЕТ ТОЛЬКО ЗРЕЛЫЕ ЯГОДЫ, А КИСЛЫЕ ОСТАВЛЯЕТ: ТАК И БЛАГОРАЗУМНЫЙ И РАССУДИТЕЛЬНЫЙ УМ ТЩАТЕЛЬНО ЗАМЕЧАЕТ ДОБРОДЕТЕЛИ, КАКИЕ В КОМ-ЛИБО УЗРИТ; БЕЗУМНЫЙ ЖЕ ЧЕЛОВЕК ОТЫСКИВАЕТ ПОРОКИ И НЕДОСТАТКИ” (Слово 10:17).
Вот Вы, venceslav, отыскали пороки и недостатки в Бердяеве, сорвали кислую виноградину и с отвращением жуете ее. А мне кажется, что лучше исполнить аскетическую заповедь Лествичника и постараться отыскать всё, что можно увидеть доброго в Бердяеве, в Льве Толстом, в Розанове…
Процитированные слова Лествичника показывают путь, которым можно придти в состояние, описанное в процитированных словах Макария. А питаться кислым виноградом и, набивши им рот, призывать других к тому же (“упрекните… как я упрекнул”) – это, может быть, и увлекательное занятие, да слишком уж прокурорское и вредное для здоровья.
Любить человека – значит, видеть всё, что в нем есть хорошего. Если этот человек писатель, то любящий взгляд найдет в его книгах, прежде всего, лучшее, а худшее останется на заднем плане. Именно так к нашим писателям и философам относился св. Иларион (Троицкий), тепло отозвавшийся о Пушкине, Гоголе, Льве Толстом, Владимире Соловьеве, Николае Федорове. А ведь о всех них при желании можно сказать много чего плохого.
И весьма характерно, что Вы, venceslav, не согласились с Иларионом (“что-то не то написал наш святой”). Наш святой поступил в полном соответствии со словами Лествичника (“рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо узрит”); и это, конечно “что-то не то” для той точки зрения, с которой чужие пороки видятся на первом плане, а добродетели – даже не на втором, а вообще ни на каком.


http://pretre-philippe.livejournal.com/42868.html?thread=1483380#t1483380

...Если мы сейчас расправимся с отцом Александром за эти его слова и признаем его еретиком, то что мы тогда будем делать со св. Николаем Велимировичем? Вы знаете, ЧТО он говорил о языческих религиях?

Впрочем, откуда это знать! Слова Меня, которые Вы тут процитировали, неоднократно цитировал Осипов (в качестве образца недопустимого синкретического высказывания), поэтому их теперь знает вся страна, самого Меня не читавшая. А ЧТО на эту тему говорил Велимирович – это уже широким массам неизвестно. А он ведь тоже кое-что соблазнительное написал.

А св. Николай в своих «Молитвах на озере» написал следующее:

«Все пророки от сотворения мира вопиют к душе моей, чтобы сохранилась девой и приготовилась принять Сына Божия в пречистую утробу свою. <…>
Китайский мудрец напоминает душе моей, чтобы была спокойной и неподвижной, и чтобы ждала, когда Дао подействует в ней. Пусть славен будет Лао-Цзы, учитель и пророк народа своего!
Индийский мудрец учит душу мою, чтобы не боялась страданий, а через тяжелые и упорные упражнения, через очищение и молитву поднималась к Вышнему, Который выйдет к ней навстречу и явит лик Свой и силу Свою. Пусть славен будет Кришна, учитель и пророк народа своего!
Царский сын Индии учит душу мою, чтобы полностью очистилась от всех семян и посевов мира и устранилась от всех змеиных прелестей немощной и тенистой материи, и чтобы ждала, как пустая, спокойная, чистая и блаженная Нирвана. Пусть славен будет Будда, царский сын и неподкупный учитель народа своего!
Громоподобный персидский мудрец говорит душе моей, что во всех мирах нет ничего, кроме света и тьмы, и что душа должна оторваться от тьмы, как день от ночи. Пусть славен будет Зороастра, великий пророк народа своего!
Израильский пророк вопиет к душе моей: вот, Дева зачнет, и родит сына, имя которому – Богочеловек. Пусть славен будет Исаия, прозорливый пророк души моей!
Господи небесный, отвори слух душе моей, чтобы не осталась глухой к советам посланников Твоих» (Святитель Николай Сербский. Избранное. Минск, 2004. С. 129).

Оцените эту цитату.

Выделю из неё несколько моментов: «Пусть славен будет Лао-Цзы <…>. Пусть славен будет Кришна <…>. Пусть славен будет Будда <…>. Пусть славен будет Зороастра <…>. Пусть славен будет Исаия».

И на последние слова обратите внимание: он молится Богу, чтобы Тот не оставил его душу глухой к советам посланников Своих, имея ввиду под Его посланниками Лао-Цзы, Кришну, Будду, Зороастра и пророка Исаию.

Если сказанное Менем – ересь, то и это – ересь (ровно та же самая, из того же разряда), и тогда, получается, что в святцах Сербской и Русской Церквей находится еретик, Николай Велимирович. Строго логичный вывод, не правда ли?


http://pretre-philippe.livejournal.com/42868.html?thread=1661556#t1661556

Между прочим, когда в 2002 г. в издательстве Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вышли «Молитвы на озере», то процитированную мной молитву (в сербском оригинале она 48-я по счёту) просто исключили, побоялись её печатать. Ясно, по какой причине, – соблазн. А в Минске, в 2004 г., издали полный текст «Молитв на озере».

Кроме того, в издании Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры есть ещё две купюры.

(1) Не стали переводить следующее место из 8-ой молитвы (цитирую по оригиналу): «Као Нирвана био си, Господе, док се Син у Теби не заче; без броја и без имена био си».

В переводе проф. Чароты (в минском издании) это звучит так: «Как нирвана был Ты, Господи, пока Сын в Тебе не зачался; без числа и без имени был Ты» (Святитель Николай Сербский. Избранное. Минск, 2004. С. 71). Перевод очень точный. Есть только одно отступление от оригинала; там слово «Нирвана» стоит с большой буквы, а в переводе – с маленькой.

И как Вы на это смотрите? Сравнивает Бога с нирваной. Прямо Мень какой-то!

(2) Ещё в московском издании не стали переводить это место из 13-ой молитвы: «Што ангел збори очима, то имам виче на кули».

В минском издании оно звучит так: «Что Ангел изрекает глазами, то имам выкрикивает на башне» (Святитель Николай Сербский. Избранное. Минск, 2004. С. 77). Перевод тоже точный, разница опять в одной букве – в слове «Ангел». Вообще интересно: Велимирович пишет «Нирвана» с большой буквы, «ангел» же – с маленькой; в русском переводе делают наоборот – «нирвана» с маленькой, «Ангел» с большой. Благочестиво подкорректировали.

Впрочем, пассаж про ангела и имама – это уже мелочь по сравнению с предыдущими двумя случаями.

Что касается первой большой цитаты, то могу, если хотите, выложить её сербский текст. Перевод там очень точен. Вообще, минский переводчик в «Молитвах на озере» если и делает отступления от оригинала, то весьма незначительные, чисто стилистические.

И при таких вот высказываниях (сравнение Бога с нирваной, прославление языческих учителей в качестве посланных Богом пророков) «Молитвы на озере» снабжены восторженным предисловием другого сербского святого, Иустина Поповича. И он там пишет: «Читаю и перечитываю “Молитвы на озере”, но вся их неповторимая сладость вливается в мою душу, когда я читаю и перечитываю их молитвенно».

Представляете? Это он МОЛИТВЕННО читает и перечитывает: «Будь славен Кришна… Будь славен Будда… Как Нирвана был Ты, Господи…».

Что скажете, Венцеслав?
Как будем разорять это «страшное движение», зародившееся в Сербии и достигшее наших пределов? Или будем сидеть и предательски молчать? (Я вот, кстати, за то, чтобы молчать и не дёргаться.)


http://pretre-philippe.livejournal.com/42868.html?thread=1661812#t1661812

Кому интересна дискуссия в больших подробностях, читайте, только не утоните...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →