pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

О поклонении в духе и истине.

"...Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4, 24).
Интересно сопоставить эти слова Христа, обращенные простой некнижной самарянке, со сказанным по другому поводу иудеям-книжникам - о воскресении мертвых.
"Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут" (Ин. 5, 25).
Телесное воскресение мертвых - еще вовсе не данность в опыте. Разве что можно сказать в прообразовательном смысле, что есть в нашей жизни мертвые, которые погребают своих мертвецов (Мф. 9, 22; Лк. 9, 60), как есть и те, кто, как блудный сын, "был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся" (Лк. 15, 32). Точно так же поклонение Богу в духе и истине - не столько данность, сколько заданность для каждого христианина, цель и смысл его жизни.

Слова преп. Серафима о стяжании Духа Святого, Духа мирного в этом смысле указывают на необходимое условие такого поклонения. Царство Божие внутри нас есть, как некое скрытое сокровище, но мы всё же чаем его воцарения как внутри нас, так и посреди нас. Оно задано, заложено в нас, но оно же еще пока должно придти. И с момента наступающей Пятидесятницы мы с новой силой будем молиться: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в ны..."

Но где же критерий истины, и есть ли он вообще, при столь разном понимании и восприятии среди множества самих христиан, православных в том числе, Писания и всего двухтысячелетнего церковного наследия? Очевидных, видимых и четких критериев нет, кроме тех, которые в Духе же и плодах духовных полагаются:

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. (Гал. 5,22 - 6,2).

Можно ощущать себя непоколебимо стоящим в истине, но вовсе не быть в истинном духе Христовом, что есть часто сектантство, зилотство в православии. Правильные слова и формулировки догматов с канонами без духа сродни празднословию и мертвой букве, которая без животворящего духа убивает (1 Кор. 3, 6). Точно так же, как можно думать, что ты "в духе", пребывая, однако, в глубоком самообольщении. "Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они..." (1 Ин. 4, 1). В то же время - "Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему"(Деян. 10, 35). И не в последнюю очередь среди самарян, злостных еретиков и сектантов, каковыми их могли считать иудеи, в том числе и сами апостолы по-началу.

49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать
. И пошли в другое селение.
(Лк., гл. 9)

Хотя выделенные курсивом слова стихов 55-56 в большинстве древних рукописей отсутствуют и могут считаться за позднейшую вставку, их нельзя, тем не менее, не признать по духу присущими Христу, сохраненными в устном предании и целительными в их животворящем воздействии. Каменные сердца человеческие может размягчить только лишь вода живая Христовых слов, которая сама становится в таких сердцах "источником воды, текущей (дословно - "бьющей ключем", αλλομένου) в жизнь вечную" (Ин. 4, 14). И нам все-таки дано уже знание, какого духа мы должны быть. Только это знание хорошо бы еще усвоить так, чтобы оно не было для нас внешним, но в этом может помочь опять-таки тот же Дух истины, Утешитель, наставляющий уверовавшего "на всякую истину" (Ин. 16, 13). А эта истина неотделима от любви и свободы. Свобода без истины - "суета и томление духа" (Еккл. 1, 14). Истина без свободы и любви - сродни бердяевскому "кошмару злого добра" или в лучшем случае железному арифметическому дважды-два - четыре. От которых уж никак нельзя ожидать "рек воды живой"!
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments