pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Кое-что о церковном пении...

Я сам бывший певчий и регент до священства своего, но до сих пор нигде еще не писал о нашем храмовом пении. Но вот увидел пост consigliere_rpc "Циники на клиросе"
http://consigliere-rpc.livejournal.com/63094.html
И сразу вызвало это у меня множество воспоминаний, как смешных, так и не очень приятных, из личной практики.
По-видимому, это устойчиво сложившаяся проблема, с тех самых пор, как гармоническое многогласное пение утвердилось в РПЦ. Причем сначала использовались все-таки детские голоса (при Бортнянском-Турчанинове), а смешанные хоры приобрели популярность лишь в конце XIX в. благодаря Александру Архангельскому, который детские голоса заменил женскими. Сразу, впрочем, оговорюсь, что я вовсе не противник ни смешанных хоров, ни партесного пения самого по себе.

Проблема, однако, в том, что молитвенность, благочестие, наличие развитого певческого голоса и профессионализм в пении и чтении с листа сочетаются, в самом деле, редко, в то время как многие написанные для смешанных хоров сложные авторские произведения, устойчиво вошедшие в обиход архиерейских и, в частности, патриарших служб, требуют профессионалов. Вот и получается, что приглашают в итоге наемников. У греков подобная ситуация просто не мыслима!

Наш настоятель прот. Георгий, служащий уже 40 лет, не представляет себе воскресные и праздничные службы без такого звонкого профессионального пения с соответствующим репертуаром - он на этом воспитан, так пели в Москве в 50-х - 70-х годах, так пели в начале ХХ в. Ему "Покаяния" Веделя перед Вел. постом обязательно подавай, "Ангел вопияше" Чеснокова или что-нибудь в этом духе. А ведь священник сам по себе очень неплохой, таких сейчас не сыщешь! Но вот - что есть, то есть. Лишь бы было громкое пение с соответствующим репертуаром, а кто поет и чем занимается в промежутках между пением, неважно. И покурить кто-то из певцов выходит на Шестопсалмии, и кроссворды разгадывают, уткнувшись туда в течение большей части службы, - всякое бывало и бывает. Впрочем, я не считаю, что певчий непременно должен быть молитвенным и строго-благочестивым, но, по крайней мере, ему следует чувствовать, куда и зачем он пришел, и к пению относиться внимательно и ответственно, как к любому ответственному делу. Проблемы неоднократно возникают с оплатой: певцы своего требуют, да побольше, разумеется. Впрочем, можно было бы и хорошо платить за хорошее пение, но... сам я неоднократно слышал от "правохорных" певчих, будучи еще на клиросе, как они между собой называли выход в храм на богослужение "халтурой": "А у меня сегодня халтура в Скорбященском" (или на Неждановой и т.п., - к примеру, уж не помню дословно, в каком храме, но что слово "халтура" имело место, можете мне поверить!). Понятное дело, что относятся такие певцы к богослужению соответствующим образом, и поют нередко так, как и называют свою "работу".

В середине 90-х у нас в Царицыно одно время был мужской хор, который составили искренне заинтересованные и болеющие за качество церковного пения и его доступность и молитвенность. Хор собрался исключительно из сторожей, пономарей и певчих, которые все впоследствии стали диаконами и священниками: будущий свящ. Михаил Потокин, диак. Александр Федосюк (сейчас в Крылатском), диак. Александр Горлов, свящ. Петр Винокуров, наконец, матушка Светлана Потокина, руководившая хором и сама певшая партию первого тенора... До сих пор, как встречаемся с ней, так неизбежно предаемся воспоминаниям, как хорошо нам пелось тогда!.. Но как все хорошее, это бывает хрупким и живет не очень долго. Ушел вскоре Александр Федосюк, став диаконом; у Александра Горлова возникли проблемы с горлом; первый тенор, неплохо певший, но начинающий тогда, надорвался от большого количества служб (правый хор тогда развалился); матушка сама тоже перенапряшлась психологически и отошла, уступив место пишущему эти строки с новым регентом правого хора (мы в разные дни вели службы по будним дням).

Стали стараниями предприимчивого Михаила Потокина приглашать разных "правохорных" певцов из Данилового монастыря для сохранения мужского хора (сейчас о. Михаил возглавляет духовный Центр с нотным издательством, уникальном в своем роде в масштабах всей РПЦ)... Но это был уже не тот хор и, в конце концов, и он развалился, продержавшись несколько лет. Певцы были с соответствующими запросами, нагловаты подчас, любили вспоминать о том, какая "лафа" им была в середине-конце 80-х, когда им платили столько, что они получали до 500-600 р. в месяц, а приезжали на службы и уезжали из монастыря на такси...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments