pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:
МОЙ КОММЕНТАРИЙ
в теме Вадима Балытникова к статье свящ. Владимира Архипова "РОССИЙСКИЙ ПРИХОД В СВЕТЕ ПЕРЕМЕН"
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=47635

В 90-е годы РПЦ вошла в очередной интересный кризисный период развития. Это время можно сравнить с завершением многолетнего египетского рабства еврейского народа и мучительного вступления на путь через пустыню для рождения в вере. Много общего. Есть плен, есть народ, правда в добровольном плену, есть фараон, есть египетские казни, есть пустыня изживания рабства и обретения свободы. И все это успешно сосуществует в одном человеке, нашем современнике, составляющем основное число верующих в российских приходах. В эту пустыню Исхода вступают постепенно разрозненными группами крещенные, но не просвещенные православные России. У нас при этом есть неоценимое преимущество - нашим вождем является не только великий Моисей, но и Сам Христос.

Отличная аналогия! Но если ее развивать дальше, нас ждут еще более трудные времена. Они уже настали, впрочем: "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (Суд. 21, 25). Нас ждут, боюсь, новые нашествия разных "ассирийцев" или "хананеян" по всеобщим грехам внутри Дома Божия, как это было уже в 1917-м, для вразумления. Впрочем, это уже имеет место в лице многочисленных сект. Затем, вероятно, государственная власть перестанет участвовать в жизни Церкви так, как она это делает сейчас, и поприжмет Церковь экономически, зная наверняка, сколько неучтенных сумм вращается вокруг обеспеченных приходов и епархий. Плюс неулонное наступление Ислама, пусть не идеологическое, но количественное, среди адептов которого рождаемость в немалом плюсе, в то время как в самых исторически традиционно-православных регионах в сильном минусе.

Казалось бы, все приходы должны быть как близнецы-братья, ибо один Господь Иисус Христос, одно Слово Божие, одни и те же таинства, одна и та же цель - обожение. Но, на самом-то деле, за внешним сходством удивительная разноголосица. Как будто разное Писание, о разном проповедь Иисуса, разные главные цели, различное понимание и самого человека. К сожалению, реальность современной Церкви в России далека от известных слов блаженного Августина: "В главном - единство, в спорном - свобода, во всем - любовь".

Даже больше отмечу: некоторые католики, с которыми приходилось общаться во Франции или Италии, казались ближе и роднее, чем иные православные. Колоссальная разница в позициях многих приходов или служителей, вплоть до того, что возникает вопрос: у нас одна Церковь или в действительности давно уже существует несколько под-церквей со своими авторитетами, принципами, предпочтениями? И нужна толька небольшая искорка, чтобы раздался взрыв и нынешняя РПЦ расколется на несколько взаимно отлучающих друг друга группировок? Господи, да не будет!

неготовность Церкви к широкой, апостольской ["для всех я был всем, чтобы спасти хотя бы некоторых" (1 Кор. 9:22)] проповеди в реально сложившихся социальных, культурных, экономических, психологических, бездуховных условиях в России. Эта неготовность проявляется прежде всего в отсутствии адекватного языка (обыкновенного человеческого) для общения, взаимопонимания и ясного изложения евангельской истины любой аудитории. В результате дистанция доверия и единства, взаимопонимания между Церковью и обществом, проповедниками и паствой, верующими и неверующими не уменьшилась, но возросла. А часто возросло раздражение думающих и образованных неверующих и отторжение от всего церковного.

В России исторически оказалось определенным образом неразвитым человеческое начало в его разнообразных проявлениях по сравнению с Европой, например. Либо присутствовало ангельское начало (монахи, святые, аскеты, юродивые), либо звериное. Собственно человеческая культура начала развиваться только с XVIII века, и все более автономно по отношению к Церкви, что было в тех условиях неизбежно. А нынешнее отторжение от всего церковного ярко демонстрируется на этом форуме, который вообще может быть хорошей школой для православных по-своему.

В экстремальных условиях человек всегда более собран и внутренне активен, и в период гонений случайные люди из любопытства рисковать положением и благополучием не будут. При либеральном же отношении властей к Церкви в нее потекли массы случайных, проходящих, любопытствующих, для которых вера стала одной из составляющих быта.

Совершенно точно. В 1988-90 гг., когда я начинал воцерковляться, моральная атмосфера внутри Церкви была значительно чище и легче. Живи я сейчас двадцатидвухлетним, как тогда, неизвестно еще, как пошло бы мое воцерковление!

К сожалению, в большинстве своем они шли в Церковь, обращаясь к ней как к магической силе, должной решить их сугубо личные бытовые проблемы: вопросы здоровья, удачи, бизнеса, семейных неурядиц. Просвещение и катехизация им были не нужны. Это требовало времени и сил, а хотелось креститься и на этом поставить точку. А Церковь, к сожалению, этому не препятствовала. Многие, вступающие на порог Церкви, укоренялись в своем потребительско-магическом отношении к вере и Богу.

Больше того, складывается впечатление, что многие приходы играют на этих настроениях малоцерковных захожан, повышая свой бизнес. Церковь сегодня существует во многом не за счет верующих, как это было бы нормально и как это существует в православных приходах Европы и Америки, а за счет неверующих или невоцерковленных, которым катехизация не нужна, но зато золотые и серебряные крестики и прочие сувениры, равно как и разовые требы пользуются спросом.

Этот слой новых квазихристиан - современная реальность, имеющая достаточное влияние во многих приходах и которую необходимо учитывать. Церковь их не разубеждала. Она привыкла от них зависеть. Им в Церкви часто уделяют повышенное внимание, и здесь, в ограде Божией, их делают избранными, но не Бог, а служители алтаря. Такая зависимость Церкви от власти и денег сильных мира сего не способствует повышению ее авторитета. Случаи подобострастия и лицеприятия доходят до абсурдных форм. Это тоже является характерным знаком нового времени в отношении Церкви и народа.

Это все мне особенно знакомо, даже комментировать не нужно.

И прискорбно, что зачастую священнослужители согласны с тем, чтобы вера стала одним из направлений патриотической и политической деятельности государства. На многих властных уровнях стремились разыграть "церковную карту" для решения политических, хозяйственных, патриотических задач в стремительно разрушающемся государстве.

Похоже, немало из таковых верующих готовы будут и от Христа при случае отречься, лишь бы им "церковь" оставили - это мрачная шутка приводится о. Михаилом Ардовым (авторство не помню).

В среде же людей, воспринимающих Церковь сугубо как фактор подчиненный их материалистической и потребительской философии, восприятие ее оказывается еще более темное и циничное - как структура народного соцкультбыта, выполняющая заказ населения по крещению, венчанию и отпеванию.

Как выражается один из безверующих участников этого форума, Леонид Алексеевич, - "религиозная пирамида".

Самыми популярными людьми стали маги, колдуны, экстрасенсы, народные целители, изгоняющие бесов, снимающие порчу, сглаз. Этой публикой активно выписывались жаждущим их помощи направления на отчитку в монастыри, на крещение и исповедь в Церковь. После установления этой подкупающей связи с Церковью пациент мог продолжить у них лечение.

Обращающиеся по этому поводу с целю покреститься - не редкость в наше время. Там, где существует предварительная катехизация перед крещением, таким отказывают, естественно. Но сколько уже успело покреститься без всякой катехизации с профанацией этого таинства?

может возникнуть трудно управляемое противостояние между теми, кто хочет изучать Евангелие, и теми, кто хочет его только целовать, между теми, для кого главный момент литургии - чтение записок и концерты правого хора, и теми, для кого это - освящение Даров. Эта ежедневная реальность, в которой необходимо не только выжить, но постоянно созидать общину и мир внутри прихода.

Это как раз и о том, о чем я написал выше - разные "под-церкви"! Мне кажется, размежевание между ними неизбежно, и дай Бог, чтобы это происходило мирным, эволюционным путем, или же, что было бы самым лучшим, прихожане-захожане постепенно превращались бы в сознательных членов общины, пусть и с нерегулярным членством.

Состояние души современного российского человека, который не умеет пользоваться свалившейся на него свободой, не готов и боится брать на себя решение вопросов, связанных даже со своей жизнью, приводит к такому негативному явлению, как поиск по монастырям и пустынькам "старца"...

Или любого священника начинает воспринимать как оракула, возвышая его и тем самым способствуя укоренению "младостарчества". Да еще, начитавшись разных экзотических примеров из монашеских патериков, уклоняется в самый обыкновенный мазохизм.

О. Александр это мгновенно уловил и, как спортсмен, готовый к старту, стремительно, опережая время, успел сделать максимум, что было возможно за два года. Неоднократно он предупреждал, что открывающиеся свободы и вынужденный либерализм государства создаст не меньше проблем, чем преимуществ. А задолго до начала перемен он выражал тревогу, что к тому моменту, когда Бог откроет возможности для широкой проповеди, Церковь (т.е. все мы) не будет готова к ней.

И об этом мне уже приходилось писать в "Русской Мысли" к 70-летию со дня рождения о. Александра.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments