pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

О Савлах и Павлах в нашей жизни. Некоторые размышления.

Конечно, не случайно древние составители годичного круга евангельских чтений сделали во время послепасхального периода, когда читаются Деяния апостолов и Евангелие от Иоанна, одно необычное отступление. После Недели Жен-мироносиц последовательно в минувшие дни читалась 6-я глава Ин., но в субботу перед третьим воскресеньем по Пасхе (о Расслабленном) почему-то дается отрывок из 15-й главы, нарушая общую до того в целом соблюденную последовательность. Этот отрывок обычно посвящается мученикам («Се, заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел…» - его начало. А конец: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он служит Богу» (Ин. 15, 17 – 16, 2). А как обстоит дело с чтением Деяний? Порядок его в целом не нарушался, и к этому же самому дню как раз дошла очередь до эпизода с обращением гонителя Савла после явления ему Воскресшего Христа на пути в Дамаск (Деян., гл. 9). Так ведь это же тогда о нем прежде всего – пророчество Христа: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он служит Богу»…

Савл если и не участвовал в побитии камнями Стефана-первомученика, то полностью одобрял его, смотря со стороны. А вскоре, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим». Тогда и состоялась эта удивительная встреча Савла с Воскресшим Христом. Если еще точнее – суд Савла Христом: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Ведь говорил же Христос: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит…» (Ин. 5, 24). Нам всем предстоит встреча с Воскресшим, которая и будет – для кого-то предварительным судом, для кого-то сразу в радость, мир и торжество.
Савл после этого слепнет. «И три дня он не видел, не ел и не пил» (Деян. 9, 9). Как тут не вспомнить: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9, 39)! Число три разве тоже не символично (уподобление трем дням бездействия Христа?), как и последующее прозрение – «и тотчас как бы чешуя отпала от глаз его» после возложения рук Анании?

Постичь тайну обращения любого человека, тем более в подобной ситуации, никак не возможно. Здесь остается только прикосновение к ней. Почему именно в тот момент, когда Савл «дышал угрозами и убийством»? Бог открывается лицом к лицу обычно после долгих взысканий Его, молений, мытарств, как было со многими пророками (яркие примеры – Илия после преследований или Иов после множества отчаянных и дерзких вопрошаний). И конечно – кротким и смиренным сердцем! «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66, 2). До смиренного и сокрушенного духа в данном случае ну как-то явно далековато…

И все-таки: «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Может быть, это Христовы слова чуточку прояснят случай Савла? Правда – δικαιοσύνη – значит в данном случае справедливость, праведность, благочестие. Именно этому учили лучшие иудейские знатоки и учителя Закона, особенно Гиллель и внук его Гамалиил, у которого Савл воспитывался. С другой же стороны: «Если праведность (δικαιοσύνη) ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 20). Вся сложность еще и в том, что каждый видит и понимает эту правду или праведность по-своему. И это разное понимание нередко разделяло людей и приводило к таким конфликтам, которые еще больше отбрасывали противные стороны от этой правды! Далее, разве не ради торжества этой самой правды Савл стремился покончить с этим новым и, по его мнению, явно зловредным течением, - ересью или сектой, как сказали бы многие сейчас? Инквизиторы позднего средневековья разве не были движимы стремлением к той же правде, когда совершенно искренне считали, что лучше в огне погубить тело еретика или колдуна, но душа его будет спасена, и Церковь предохранится от соблазнов? А если брать совсем уж близкие к нам времена, то не из подобных ли соображений идейные коммунисты крушили храмы, дыша убийством на священнослужителей в 1920-е годы? Ведь они жаждали утвердить справедливый общественный строй, боролись за правду, - такую, разумеется, как они ее понимали, поскольку отлично видели, что многие служители Церкви жили отнюдь не праведно. Правда, уже вне иудео-христианского контекста, унаследовав, однако, религиозный пафос и многое из прежней библейской этики. Нынешние ищущие правды борцы с церковным модернизмом или «неообновленчеством» - сущие ангелы по сравнению с теми. Так что же – и средневековые инквизиторы, и идейные коммунисты, и непримиримые борцы с ересями и сектами - тоже с некоторой допустимой вероятностью блаженны? Кто, кроме Бога, в самом деле, знает сердце человеческое и его истинные намерения – может, те большевики были своеобразными орудиями высшей воли? И ведь были случаи последующего обращения среди них. Лучший иконописец ХХ в. Леонид Успенский, расписывавший храмы во Франции, будучи неверующим в юности, принимал участие в гражданской войне на стороне Красной армии.

Однако… Сказано также: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Или: «суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13). В общем – «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2). Немилосердный праведник – очень тяжелый случай! С таким находиться рядом сплошная пытка, поскольку иногда он может превращаться в исчадие ада. Поэтому случай Савла, в тот момент совершенно немилостивого на фоне своих идейных оппонентов, еще более изумляет и поражает. Но я не пожелал бы ни себе и никому другому встретить в жизни этого Савла, когда он еще только на пути к тому, чтобы стать Павлом, но еще не стал им. Разумеется, сам апостол Павел был и останется единственным, неповторимым и непревзойденным, но, употребляя в данном случае имена «Савл» или «Павел» в обобщенном смысле, ведем речь о носителях двух важных мировоззренческих компонент – этики Закона и этики Благодати.

Ну а дальше с Савлом грозит произойти то же самое, что он прежде замышлял против христиан – его решают убить (Деян. 9, 23), но ученики его (οι μαθηταί αυτού (9, 25) – видимо, те, кого он учил еще до обращения, и которые последовали за ним и после обращения?) помогли ему скрыться, спустив по стене в корзине . Он пытается пристать к ученикам Христовым сначала в Дамаске, потом в Иерусалиме – ему, естественно, не верят, его боятся. Мы вот сейчас не очень-то верим, глядя на бывших комсомольцев-коммунистов, а ныне представителей властной элиты, стоящих перед телекамерами со свечками на патриарших пасхальных или рождественских богослужениях, хотя среди них наверняка не было ни одного гонителя христиан…

И все-таки при его чудесном избрании Господом на апостольство, несомненно, сыграли лучшие его душевные качества, в том числе и присущая ему в целом милость и любовь, до поры до времени не раскрывавшиеся в изобилии при его нахождении в фарисействе. Впоследствии апостол Павел будет энергично и неустанно повторять, что дела Закона или праведности сами по себе не имеют цены с точки зрения вечности, и ими не оправдается «никакая плоть». Но чтобы дойти до осознания этой истины, чтобы прочувствовать свою собственную кривду в путях ветхозаветной или общечеловеческой праведности на фоне правды Христовой, исполненной в бездонной любви, потребуются многие и долгие годы неустанного, напряженного правдоискательства! И вообще, те, кто алчут и жаждут правды, конечно же, эту правду в любом случае понимают в меру своей ограниченной развитости или испорченности, но они непременно насытятся – ведь слово Божие открыто не совершенным, а духовно «хромым, слепым, сухим, чающим движения воды». А те, кто снисходительно-поучительно и с высоты собственной церковности отзываются о разных писателях-правдоискателях и вообще светских людях, с легкостью цитируя того же апостола Павла, скорее всего, еще сами просто не пытались исполнить и того малого, что исполнили они, а чешуя еще пока не спала с их сердечных очей. Да, конечно, благими намерениями дорога может быть вымощена в ад. Но намерениями неблагими или пустыми и суетными – еще скорее и с куда большей вероятностью, уже в этой жизни, во всяком случае. "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр. 3, 15-16)
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments