pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

25 лет Преображенскому содружеству православных братств

Поскольку этот юбилей сегодня отмечали (и еще продолжают или заканчивают отмечать в данный момент, когда я пишу эти строки) в Сокольниках, где я живу, в выставочном центре парка, то, разумеется, я не обошел это событие и зашел в выставочный центр, где собралось огромное количество людей, в том числе немало было приглашенных священников. Я сочувствовал братству о. Георгия Кочеткова в годы, когда оно подвергалось гонениям (особенно после 1997-го). В середине 2000-х я в интернете открыто выражал свои симпатии тому, что они делают в общецерковном масштабе, и признаю их многие важные неоспоримые результаты сейчас по-прежнему; соответственно, в те годы я получал приглашения на разные конференции от СФИ; некоторые мои краткие выступления печатались в их сборниках. Потом так уже сложилось, что я стал сталкиваться с теми, кто от этого братства отошел.

Таких постепенно набиралось десятки, с кем я сталкивался, совершенно с разных сторон. Я пробовал тем, кого знал по интернету из сети братств, задавать откровенные вопросы, что сами люди думают по поводу ушедших, почему так получалось, в чем тут проблема может быть и т.д. К сожалению, натыкался при этом на определенную глухую стену: то ли это была внутренняя боязнь обсуждать эти неудобные для них проблемы, то ли нежелание "выносить сор из избы", то ли то и другое вместе. Вместе с этим обнаружил, что довольно многие оставшиеся склонны считать ушедших или отошедших от них "раскольниками". А это уже совсем не вдохновляет и не прибавляет симпатий, но скорее настораживает...

25 лет - срок в общем вполне солидный, немалый. Кстати, моей личной церковной жизни тоже столько же: первое мое причастие было на Пасху 1990 года. Много воды с тех пор утекло: изменилась внутрицерковная обстановка, изменилась она и в самом братстве. Как и в масштабах всей РПЦ, так и в масштабах данного братства, не всегда в лучшую сторону. Братство прошло за этот срок огонь, прошло воду... насчет "медных труб", разумеется, проблема куда сложнее. Конечно, кто их проходит просто и безболезненно, кто вообще без грехов? С одной из собеседниц, которую давно уже знаю по ЖЖ, из этого же братства (если захочет, откроется здесь) поделился сегодня при встрече некоторыми опасениями. Насчет "раскольников" она скорее поддержала эту тенденцию, выражаемую в их корпоративной этике, но признала, что инфантилизма много, что есть немало тех, кто создает культ о. Георгия, пытаясь свалить на него всю ответственность, и что сам о. Георгий этому как раз сопротивляется.

Отношение высшей церковной власти сейчас к этому братству складывается довольно интересное и своеобразное. Ну вот налицо такие признаки и черты: сегодня с утра была литургия не в Новодевичьем монастыре, как это обычно бывало многие годы, а в Храме Христа Спасителя, на которую собрались многие члены это братства, не одна тысяча уж точно. Литургию возглавил викарий Святейшего патриарха еп. Пантелеимон (Шатов). Ему сослужил о. Георгий, и на Евангельское воскресное чтение произнес проповедь тоже он. Кто бы мог представить себе это раньше?.. С другой стороны, на официальном сайте Патриархии об этом - ни слова. Вероятно, тут есть также некоторое указание на предстоящие возможные перемены. Не значит ли это, что покровительствующий им митр. Ювеналий скоро уйдет на покой, и их привычное место в Новодевичьем монастыре окажется под вопросом? Его многолетний сотрудник, епархиальный секретарь прот. Александр Ганаба подал в отставку со своего поста еще в мае месяце...

В выставочном центре в Сокольниках еп. Пантелеимон также выступил, поприветствовав и поздравив братчиков. Выступление его, впрочем, мне не очень понравилось. Там была одна такая характерная фраза следующего содержания: всякие изменения в богослужении, если они делаются в отрыве от иерархии и от народного благочестия (выделено мной - свящ. Ф.), недопустимы и незаконны. Спрашивается, а что вообще такое это "народное благочестие"? В чем оно выражается? В каких-то совершенно нецерковных и языческих по сути традициях? В том, что среди большинства, считающих себя православными, многие едва ли открывают Евангелие для регулярного чтения, но охотно выстаивают очереди к блаж. Матроне?..

Братству же хочется пожелать многих творческих лет общинной жизни, но вместе с этим большей самокритики, самоанализа. Чтобы оно не повторяло далее общие ошибки и недуги в общецерковном масштабе (хоть и уже наверняка успело их повторить). В сегодняшних выступлениях Юлии Балакшиной и самого о. Георгия прозвучала хорошая и верная мысль об опасности институциализации братства, его формализации и объективации духа. Но по сути, из тех сведений, которые доносились лично до меня, получается как раз, что эта институциализация с объективацией как раз их не миновала (хотя в каких-то проявлениях и моментах она была неизбежна, тут уж ничего не поделаешь). И с этим важно что-то делать, допуская прежде всего свободу дискуссий. Которая в интернет-пространстве вовсе не наблюдается: видишь только в "дружеской ленте", как разные братчики публикуют одну и ту же информацию, ссылаясь друг на друга, и на этом всё кончается.

В общем, совсем не хотелось бы превращения сети этих братств в подобие какого-то жесткого религиозного "ордена" с очередными сектантскими мотивами, которых, впрочем, и так хватает в общецерковном масштабе повсеместно.
Tags: жизнь церковная, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments